Несогласные в очередной раз потребовали разрешения провести митинг − непременно на Триумфальной площади в Москве. Но место было занято. Ранее мэрия разрешила молодежным движениям – «Молодой гвардии Единой России», «России молодой», «Местным», «Новым людям» и Российскому союзу сельской молодежи – провести здесь акцию «Спасая жизни» для привлечения внимания к проблеме сбора донорской крови.
Претендовать на то, чтобы отвлекать людей, идущих на работу, – это брать на себя больше, чем положено
«Несмотря на то, что мэрия Москвы предпринимала все попытки для урегулирования ситуации с организаторами так называемого марша несогласных, которым предлагались различные площадки на территории города, эти люди отказались от предложенных мест проведения своей акции и попытались сорвать проводимую на Триумфальной площади акцию по сбору донорской крови», − сказала заместитель начальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Жанна Ожимина.
Отметим, что оппозиции предложили на выбор сразу несколько мест, причем не где-нибудь в спальном районе, а в центре Москвы. В качестве альтернативы предлагались Пушкинская площадь, Красная Пресня, Чистые пруды и Болотная площадь. Однако проведение законной акции протеста не входило в планы лидеров несогласных.
Как сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД, всего на митинг пришло около 600 человек, правда, около 200 из них оказались журналистами. В шесть вечера рядом с площадью, где еще продолжалась акция по приему донорской крови (она стартовала в 10 утра), начали появляться группы агрессивно настроенных молодых людей. Они пытались пройти через установленные ограждения, перекрывали движение транспорта на прилегающих улицах. В толпе появились зажженные файеры. При этом многие из несогласных провоцировали сотрудников милиции.
Начались задержания. За различные нарушения правопорядка, сообщило управление информации и общественных связей ГУВД Москвы, было задержано около 100 человек.
Как уточняет «Интерфакс», их доставили в отделы внутренних дел по Центральному административному округу, в том числе в ОВД «Хамовники», «Арбат», «Пресненское», «Тверское», «Замоскворечье», «Басманное».
Как сообщила замначальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Жанна Ожимина ««Интерфаксу», несогласные «попытались сорвать проводимую на Триумфальной площади акцию по сбору донорской крови». Кроме попыток перекрыть проезжую часть, участники несанкционированной акции «оказывали неповиновение сотрудникам милиции».
Ожимина опровергла информацию о том, что милиционеры применяли слезоточивый газ. «Эта информация не соответствует действительности. В ходе проведения несанкционированной акции было зажжено несколько дымовых шашек. Люди, сделавшие это, задержаны, с ними проводится работа», − рассказала она.
Напомним, ранее некоторые лидеры внесистемной оппозиции заявляли, что «Владимир Путин разрешил марши несогласных». Основанием для этих заявлений послужила недавняя встреча премьер-министра России с участниками благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц». Во время беседы речь зашла о свободе слова в России и публичного выражения несогласия с позицией властей.
Эту тему поднял лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, который поинтересовался, будет ли «разогнан» понедельничный марш несогласных в Санкт-Петербурге. В ответ Путин отметил, что «такие мероприятия» «регулируются местными властями» по «определенным правилам», и напомнил, что не стоит забывать о правах других людей. «Если вы решите провести марш несогласных, скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, кто из местных властей вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят!» − сказал Путин.
Премьер также выразил надежду, что в Петербурге все будет сделано «по уму», «но с тем, чтобы люди, которые будут участвовать в этом марше, не мешали другим, которые не хотят демонстрировать, а хотят просто добраться домой вовремя». «На самом деле, я хочу, чтобы вы поняли, − обратился премьер к Шевчуку. − Если я вижу, что люди вышли не просто, чтобы «побазарить» и попиарить себя, а что-то говорят дельное, конкретное, указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание, − что же здесь плохого?! Спасибо надо сказать».
Реакция оппозиционеров на эти слова Путина оказалась не совсем адекватной: появились заявления о том, что таким образом премьер призывает граждан к протесту, а значит, надо идти на марши несогласных независимо от запретов городских властей.
Позже пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что использовать имя премьер-министра в призывах выходить на митинги протеста 31 мая неправомерно.
«Сейчас многие экзальтированно воспринимают дискуссию, которая имела место в ходе встречи Владимира Путина с организаторами и участниками благотворительного вечера, и извращают ее смысл. Слышны даже призывы выходить на акции, поскольку Путин разрешил и никого трогать не будут. Ничего подобного, Путин ничего не разрешал, потому что он не может разрешать, это делают местные власти. Путин сказал, что все должно быть в рамках закона», − пояснил Песков.
Он напомнил слова Путина о том, что все акции должны проводиться в рамках закона, при этом «все должны иметь право на все».
«Резюмируя слова Путина, можно сказать следующее: безусловно, все граждане имеют право на проведение различных акций, равно как и другие граждане, которые этих акций не хотят, имеют право на то, чтобы им никто не мешал ездить по улицам, и разрешение на акции дает не Путин, а местная власть. И рассуждая более концептуально, Путин сказал, что, безусловно, не может быть порядка без демократии, но не может быть и демократии без порядка, и все должно быть строго в рамках закона», − подчеркнул пресс-секретарь.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин отмечает, что все проблемы у несогласных появляются от их уверенности в том, что меньшинство должно навязывать свою волю большинству. «Организаторы этих мероприятий с небольшим количеством участников обязательно хотят быть в центре. Где-нибудь на Красной или Триумфальной площади. Если они маргиналы, которые в абсолютном меньшинстве, но все-таки они существуют, то должны получать сообразно своему весу. Ведь никто не предлагает партии, набравшей 20% голосов, давать 40%», − сказал Салин газете ВЗГЛЯД.
Политолог пояснил, что если несогласные представляют интересы одной десятой процента населения страны, то внимание власти должно быть соответствующим. «Если вы не собираете ни десять, ни две тысячи человек, а всего лишь двадцать, то ваше место где-нибудь в Люблино. А претендовать на то, чтобы отвлекать людей, идущих на работу, – это брать на себя больше, чем положено», − сказал эксперт, напомнив об идее президента России Дмитрия Медведева создать для оппозиции Гайд-парк, от чего та по понятным причинам отказалась, ей нужен только самый центр столицы.
Отсюда, подчеркнул Салин, возникают конфликты с властями. Что касается действий милиции и ОМОНа, которые в случае нарушения оппозиционерами общественного порядка пытаются пресекать эти акции, то такие действия абсолютно соответствуют рамкам закона. «Если нарушается правопорядок, милиция обязана, она не имеет права, она обязана это пресечь», − подытожил эксперт.