Вынесенный на всенародное обсуждение документ состоит из 10 глав и 110 статей и имеет принципиальные отличия от действующей конституции в вопросе полномочий президента, парламента и правительства.
Это третья киргизская республика. Первая – советская, вторая – семейно-авторитарная, при Акаевых-Бакиевых, третья – парламентская
Как и в прежних редакциях, Киргизия именуется «суверенным, унитарным, демократическим, правовым, светским, социальным государством», в собственности которого находится вся земля и недра республики, гарантирующим защиту основных прав и обязанностей граждан, свободу СМИ, право на беспрепятственное выражение своих мыслей и убеждений, создания партий и проведения мирных уличных акций.
Русский язык сохраняет за собой статус официального, киргизский – государственного.
Конституция запрещает использовать вооруженные силы страны для решения внутригосударственных политических вопросов, а также вводит антимонопольные ограничения для партий: ни одна из них не может занять в парламенте более 50% мест.
«В стране появятся реально конкурирующие политические силы. До сих пор победитель получал все, побежденному – горе», − прокомментировал РИА «Новости» документ один из его авторов, вице-премьер временного правительства Омурбек Текебаев.
Президент лишается ряда своих полномочий, в частности, не получает права заниматься кадровыми и экономическими вопросами. Таким образом, пояснил представитель временного правительства, глава государства будет выступать в роли «главного нотариуса страны, который фиксирует политические события и удостоверяет, что тот или иной человек облечен от имени государства совершать какие-либо властные действия».
Правительство будет формироваться парламентом, при этом президент будет принимать в его утверждении лишь символическое участие.
«Между собой неофициально говорим, что это третья киргизская республика. Первая − это советская, вторая − семейно-авторитарная, при Акаевых-Бакиевых, третья – парламентская», − пояснил Текебаев.
Впрочем, наблюдатели более сдержанно относятся к затеянным пришедшей к власти оппозицией переменам, прогнозируя, что новая форма правления заведет страну в еще больший политический тупик.
«Киргизия идет по неверному пути Украины, которая в 2004 году пыталась создать парламентскую республику, однако в итоге получила Ющенко и полную разбалансированность управления государством. Начнутся массовые перебежки и перекупки депутатов, в итоге воцарится хаос», – ранее отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Парламентская форма правления, считает эксперт, может хорошо работать при существовании устоявшихся программных, а не лидерских партий. Именно поэтому такая конфигурация пока не приживается в странах СНГ, не имеющих зрелых политических систем.
«Все постсоветские страны, кроме Молдавии, не сумевшей преодолеть кризис и выбрать себе главу государства, являются ярко выраженными президентскими республиками», – добавил Жарихин.
Парламентская идея лишь подтверждает тот факт, что пришедшая к власти в Киргизии оппозиция не способна пока выдвинуть единого лидера. Более того, по мнению Жарихина, после парламентских выборов пути нынешних союзников, как это уже неоднократно случалось в современной истории страны, окончательно разойдутся.