Грузия готова восстановить прямое авиасообщение с Россией. Об этом, как передает радиостанция «Эхо Москвы», заявила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе.
Если будет согласие на возобновление авиасообщения, мы начнем полеты
Заявку на их выполнение подала авиакомпания Airzena − Georgian Airways (GA). Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представительницу компании Нино Гиоргобиани.
«С 28 марта во всем мире в авиации начинается новый весенний сезон. В связи с этим мы отправляем новые расписания. Мы уже отправили новое расписание на утверждение во все страны, куда летаем, в том числе в Россию. Если будет согласие на возобновление авиасообщения, мы начнем полеты», − цитирует ее агентство.
Напомним, авиасообщение между Россией и Грузией было прервано еще в 2006 году. Затем, в 2008 году, его восстановили, но вскоре перелеты снова прекратились после военного конфликта в августе 2008 года. Тогда, после военных действий в Южной Осетии, страны разорвали дипломатические отношения (сейчас интересы Грузии в России и России в Грузии представляют посольства и консульства Швейцарии) и минимизировали взаимные контакты, в том числе транспортные.
В таких условиях из России в Грузию можно было попасть или на пароме из Сочи в Батуми (паромы ходили под двумя флагами – российским и грузинским), или на самолете через третью страну – как правило, использовались Минск, Баку или Ереван.
Однако не все будет зависеть от желания грузинской авиакомпании совершать прямые перелеты между странами. Восстановление регулярных перелетов возможно только при наличии государственной заявки.
В Тбилиси считают, что заявка должна быть подана Россией, так как, по мнению Грузии, именно по инициативе России были прерваны полеты. «Позиция грузинской стороны однозначно положительная в пользу возобновления полетов. Проблема здесь, к сожалению, в позиции российской стороны. Российская Федерация в свое время в одностороннем порядке аннулировала решение о воздушном сообщении», − заявила замминистра иностранных дел страны Нино Каландадзе. По ее словам, если представители российских властей официально обратятся к Тбилиси через швейцарское посольство с предложением возобновить авиасообщение, грузинской стороной вопрос будет решен в кратчайшие сроки.
В России о готовности открыть авиасообщение говорили и президент Дмитрий Медведев, и министр иностранных дел Сергей Лавров. «Мы готовы открыть регулярное авиасообщение», − 25 февраля заявил Лавров, подчеркнув при этом, что решение о разрыве дипотношений и, соответственно, транспортного сообщения было принято не российской стороной. Видимо, тем самым подразумевалось, что формальная инициатива по возобновлению авиаконтактов должна исходить от южного соседа: кто разрывал контакты, тот их должен и восстанавливать.
Если грузинская сторона проявит заинтересованность, мы были бы готовы провести соответствующие переговоры
А до того еще в конце января официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что Россия готова к обсуждению вопроса о возобновлении авиасообщения с Грузией, но лишь после урегулирования ряда технических моментов.
«С нашей стороны нет принципиальных препятствий для возобновления регулярного воздушного сообщения. Разумеется, это предполагает предварительное согласование между авиационными властями России и Грузии по ряду технических аспектов, в частности, расписанию полетов авиакомпаний», − сказал Нестеренко.
По его словам, необходимо также определиться с порядком погашения имеющихся задолженностей грузинских перевозчиков за аэронавигационное обслуживание в российском воздушном пространстве. «Если грузинская сторона проявит заинтересованность, мы были бы готовы провести соответствующие переговоры», − добавил Нестеренко.
Таким образом, вопрос о возобновлении авиасообщения, судя по всему, во многом становится вопросом о том, кто именно возьмет на себя формальную инициативу по восстановлению авиарейсов и вместе с этим ответственность за их прекращение после августовского конфликта 2008 года.
А пока же возобновление сообщения даже на уровне чартерных рейсов происходило с большими сложностями.
Напомним, в конце 2009 года GA просила разрешить выполнение чартерных рейсов из Тбилиси в Москву и Санкт-Петербург с 26 декабря по 15 января. Тогда Минтранс России разрешил выполнить рейсы 29 и 30 декабря, на них начали продаваться билеты, но за день до полета было объявлено о срыве перелетов.
Представители грузинской оппозиции были уверены – причина кроется в сносе мемориала жертвам Великой Отечественной войны в Кутаиси, который вызвал резкое недовольство властей России.
Однако GA все-таки удалось направить два самолета в Москву – рейсы состоялись 8 и 10 января 2010 года.
Тогда компания намеревалась совершить еще три перелета в январе, а затем рассматривать вопрос о создании постоянного авиасообщения.
Стоит заметить, что минимизация транспортных контактов коснулась и наземного транспорта. Летом 2006 года на ремонт был закрыт и наземный переход – контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Его открыли лишь 1 марта 2010 года − по данным BBC, по просьбе Армении.
Каландадзе отметила, что переговоры шли через швейцарское посольство. «Соответственно по примеру Ларса есть опыт того, что такого типа переговоры можно вести через швейцарское посольство», − цитирует ее РИА «Новости».