2010 год ознаменовался в России аномальными лесными пожарами, событиями в Кущевской, выступлениями на Манежной площади в Москве, а также отставкой таких политических тяжеловесов, как Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов и Кирсан Илюмжинов.
Главным достижением президента стало то, что он сделал диалог с обществом необходимым элементом политики
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД политологи уверены, что обострившиеся под конец года проблемы межэтнических противоречий, оргпреступности и насилия в обществе способны повлиять на ранее выбранные властью приоритеты.
«Модернизационная повестка, объявленная президентом Дмитрием Медведевым, в этих условиях отодвигается на второй план, а на первый выходят запросы общества на порядок, на эффективную работу властей и правоохранительных органов», – считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Модернизационные итоги
Политологи отмечают, что именно в 2010 году, который прошел под знаком модернизации, Медведев проявил себя полноценным главой государства. Это выразилось, прежде всего, в инициированной президентом кадровой ротации в губернаторском корпусе.
#{image=307348}«Прошедший год стал для президента рекордным в этом смысле. Свои посты покинули 18 губернаторов, среди которых глава Татарии Минтимер Шаймиев, глава Башкирии Муртаза Рахимов, глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Символом этой политики, безусловно, стала отставка Юрия Лужкова, который олицетворял политический стиль управления 90-х», – заявил замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
«Среди ключевых преобразований, объявленных президентом, можно отметить армейскую реформу, которая идет под руководством министра обороны Анатолия Сердюкова, и реформу образования. Уходящий год также ознаменовался принятием закона о полиции, который реорганизует существующую милицию», – добавляет эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков.
В свою очередь Орлов полагает, что главным достижением президента стало то, что он сделал диалог с обществом необходимым элементом политики во время проведения реформ. «Это проявилось везде, начиная от дискуссий вокруг судьбы Химкинского леса до медийной политики, от Кущевской – до политики в области кадров. В какой-то степени это тренд года», – полагает эксперт.
Что касается внешней политики, то крупнейшим прорывом Медведева можно считать заключение договора между Россией и США о сокращении наступательных вооружений (СНВ), а также улучшение отношений Москвы с, казалось бы, таким непримиримым противником, как НАТО.
Миф о конкуренции
Главной интригой наступающего года станут парламентские выборы и начало президентской кампании.
Эксперты сходятся во мнении, что до тех пор, пока в обществе сохраняется неопределенность относительно кандидатуры на пост будущего главы государства, любые нюансы в словах и действиях Путина и Медведева будут восприниматься через «призму конкуренции» и трактоваться максимально эмоционально. Тем не менее, подчеркивают политологи, тандем до конца сохранит свое единство.
«Я не вижу конкуренции между президентом и премьером. Безусловно, иногда они обмениваются в скрытой форме заявлениями, которые противоречат друг другу и содержат скрытую критику, но это нормальный процесс, поскольку это два разных человека. Какая бы конфигурация ни сложилась к 2012 году, политический союз Медведева и Путина сохранится и после выборов», – заявил Орлов, добавив, что вопрос выбора кандидатуры на пост президента будет решен ими позже во время консультаций.
По его словам, на время парламентской кампании 2011 года и технологически, и политически ставка, безусловно, будет делаться на кандидатуру Путина как лидера партии большинства, однако это не является доказательством того, что он собирается участвовать в президентской кампании. «Тот факт, что премьер возглавит партийные списки на думских выборах в декабре, – свидетельство того, что Путин не уходит с политической арены и кампания будет строиться вокруг его политики», – считает эксперт.
Прогнозировать исход завязавшейся в России интриги пока не берется никто, поскольку выбор участников тандема, очевидно, будет основываться на многих факторах, которые возникнут только в будущем году. «Многое будет зависеть от перспектив американской администрации Барака Обамы, – считает Святенков. – Это связано с ожиданием, что в Белый дом придет ястреб, от которого придется отбиваться».
Тем не менее политологи подчеркивают, что любому кандидату, независимо от личных качеств, придется иметь дело с уже готовой повесткой дня и решать обозначенные в ней проблемы. «Законы политического жанра предполагают, что интрига будет сохраняться до последнего», – заявил Бадовский, добавив, что сосредоточенность на проблеме того, кто станет кандидатом на выборах 2012 года, на самом деле неважна.
«Кто бы ни занял пост президента в 2012 году, он должен будет иметь дело с этой объективной повесткой дня. Принципиально важно то, что и президент, и премьер признают необходимость модернизации в стране, которая бы проявилась в создании эффективной системы госуправления и правоохранительных органов, снижении уровня коррупции, в реформировании систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, ЖКХ и образования, – пояснил эксперт. – Не думаю, что их подходы в решении всех этих проблем могут быть диаметрально противоположными. При этом нельзя исключать, что многие из этих решений будут непопулярны, и президенту, кем бы он ни был, придется объяснять свои действия обществу».