В среду американский сенат после длительных дебатов ратифицировал новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Для ратификации документа требовались голоса минимум 67 из 100 членов верхней палаты, однако в итоге СНВ поддержал 71 парламентарий, включая 13 республиканцев.
В этом договоре лишь упоминается о необходимости увязывать реализацию положений документа с разворачиванием системы противоракетной обороны
Если бы американцам не удалось ратифицировать договор до конца года, то процесс грозил сильно затянуться. В действующем составе сената заседают 59 демократов и 39 республиканцев, а также два независимых законодателя, которые обычно поддерживают демократов. После поражения демократов на ноябрьских промежуточных выборах их превосходство в сенате нового созыва, приступающего к работе в январе, будет скромнее: 53 голоса против 47. Поэтому администрация президента США Барака Обамы делала все от нее зависящее, чтобы ратифицировать СНВ в этом году.
«У договора не было шансов на ратификацию до тех пор, пока президент не согласился выделить миллиарды долларов на модернизацию нашего ядерного комплекса», – заявил по итогам голосования республиканец Джим Деминт.
Известно также, что в преддверии голосования Обама лично звонил сенатору Ламару Александеру, являющемуся одним из влиятельнейших представителей во фракции «слонов», с просьбой поддержать документ.
#{smallinfographicleft=419292}Впоследствии, комментируя итоги прошедшего голосования, американский лидер подчеркнул, что поддержанный сенатом договор стал самым значительным соглашением в области контроля над вооружением.
Теперь ратифицировать договор о СНВ-3 предстоит Госдуме и Совету Федерации. На Охотном ряду в среду заявили о готовности утвердить документ до Нового года. «В любом случае входить в Новый год с ратифицированным договором гораздо приятнее», – заявил первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий.
Вместе с тем парламентарии отметили, что теперь им придется внимательно изучить, тот ли документ одобрили американцы. Дело в том, что к договору, поддержанному сенатом, прилагается резолюция, в которой, в частности, отмечается, что новый договор не накладывает ограничений на создание систем американской ПРО.
#{help=391154}В Госдепе уже подчеркнули, что текст резолюции не меняет сути самого договора и не предусматривает дополнительных обязательств для участников соглашения. «За основу была взята резолюция, принятая комитетом по международным отношениям при утверждении договора в сентябре. Это общий документ, к которому были представлены несколько поправок в ходе дебатов... Это типичная ситуация. Резолюция является для сената возможностью выразить свое мнение и выделить собственные приоритеты, и часто ход дебатов может дать представление о том, какие мнения будут содержаться в резолюции», – заявил замгоссекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений Роуз Геттемюллер.
Вместе с тем ранее Россия обещала в одностороннем порядке выйти из договора, если потенциал американской противоракетной обороны (ПРО) начнет угрожать ее национальным интересам.
Срок действия СНВ-3 составит 10 лет. Договор обязывает оба государства сократить число имеющихся у них боеголовок до 1 тыс. 550 штук, что на 30% ниже лимита, установленного в предыдущем СНВ. Через семь лет после вступления документа в силу каждая из сторон должна иметь не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок.
Что касается инспекций, то договор разрешает 10 ежегодных ревизий мест с расположением межконтинентальных баллистических ракет, подлодок и воздушных баз и дополнительно 8 ежегодных инспекций складов с боеголовками, которые не установлены на ракеты. Боеголовки на складах под действие договора не попадают. Договор состоит из 16 статей на 17 страницах и 339 страниц приложений.
Срок действия прошлого аналогичного документа закончился в декабре прошлого года. Однако из-за разногласий по поводу планов США разместить в Европе элементы своей противоракетной обороны стороны не смогли заключить новый договор. Более того, немало разногласий возникло в вопросе контроля цифровых данных и инспекций. Россию не устраивало желание США держать на постоянной основе своих представителей на производстве ракет в Воткинске без создания аналогичной российской миссии в Соединенных Штатах.
Для поиска взаимовыгодных решений была создана двусторонняя комиссия. Со стороны Вашингтона ее возглавила заместитель госсекретаря США Роуз Гетемюллер, а Москвы – директор департамента МИДа по вопросам безопасности и разоружений Анатолий Антонов. Благодаря работе комиссии текст договора был согласован. Торжественная церемония подписания президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой прошла в Праге 8 апреля 2010 года.
Добавим, что Дмитрий Медведев, который находится с официальным визитом в Индии, на встрече со студентами индийского технологического университета заявил, что полное разоружение в ближайшем будущем невозможно. «Если бы я сказал другое, вы бы подумали, что я – сказочник», – сказал Медведев.
Президент отметил, что надо снижать угрозу применения оружия массового поражения. По его словам, подписав СНВ-3, Россия и Америка сделали «неплохой шаг» в этом направлении, но пока идея полного разоружения не вполне реальна. «Нужно, чтобы на эту идею согласились другие страны, здесь все зависит от России и Соединенных Штатов, очень многое зависит от других стран, и сами знаете, кто сегодня и формально, и фактически составляет так называемый ядерный блок, а о таких вещах можно договориться со всеми, потому что, если останется хотя бы одна страна, которая скажет «нет», тогда будут бессмысленными все договоренности с другими странами», – сказал он.
Несколькими часами позже глава государства через своего пресс-секретаря Наталью Тимакову «выразил удовлетворение исходом голосования в сенате», призвав Госдуму и Совет Федерации поддержать этот документ.
Вместе с тем и в России достаточно людей, скептически относящихся к этому соглашению. Так, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что от вступления договора о СНВ-3 в силу больше выигрывают Соединенные Штаты, а не Россия. Он объяснил это тем, что в результате реализации договора количество боеголовок России и НАТО будет в соотношении 1 к 2,5. Также в договоре не упоминается о возвратном потенциале, который эквивалентен 6 тыс. ядерных боеголовок у США, а для 28 стран – членов НАТО это соотношение «увеличивается на порядок». «В этом договоре лишь упоминается о необходимости увязывать реализацию положений документа с разворачиванием системы противоракетной обороны. В договоре никак не определен механизм этой увязки и конкретные критерии, опираясь на которые, можно было осуществить увязку развертывания ПРО и реализацию положений договора», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.