В пятницу на Смоленской площади жестко отреагировали на принятую накануне резолюцию Европарламента, в которой содержится призыв к странам Евросоюза ввести санкции в отношении группы российских чиновников, которые, полагают европарламентарии, причастны к смерти в столичном СИЗО «Матросская тишина» юриста Сергея Магнитского.
«Подобные призывы расцениваем как подстрекательство к прямому вмешательству в дела суверенного государства и открытое давление на судебные органы России», – заявил Алексей Сазонов, замдиректора департамента информации и печати российского МИДа.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, дипломат выразил недоумение в связи с тем, что еще до окончания расследования европейские парламентарии назначили виновных. «В правовом государстве это может делать только суд», – подчеркнул чиновник.
Напомним, в четверг Европарламент проголосовал за поправку к докладу о соблюдении прав человека в мире. В ней Совету ЕС предлагается изучить вопрос о возможных санкциях против российских чиновников, предположительно, причастных к смерти Магнитского. Под санкциями понимается запрет въезжать на территорию стран Евросоюза и заморозка счетов в европейских банках. В принятом документе не указано точное число чиновников. Изначально в проекте упоминалось 60 фамилий. Юридически обязывающей силы документ, правда, не имеет – он носит рекомендательный характер.
Авторами поправки к резолюции выступили глава подкомитета по правам человека, член фракции «зеленых» в Европарламенте финка Хейди Хаутала и член фракции либералов голландка Маритье Шааке. По словам Хауталы, дело Магнитского «проливает свет на то, как работают Министерство внутренних дел и судебная система в России». «Мы обращаем внимание на такие знаковые дела в надежде, что это приведет к системным улучшениям», – заявила она.
Хейди Хаутала (Фото: heidihautala.fi) |
Тем не менее первоначальную жесткую формулировку Хауталы остальные депутаты решили в связи с «позитивным развитием в России» смягчить. В одобренном варианте не указано точное число чиновников, а слова «призывает к введению запрета на въезд» заменены на «призывает рассмотреть возможность наложения запрета на въезд». При этом слова «требует от правоохранительных органов принятия мер» заменены на «советует правоохранительным органам принять меры».
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что «большинство депутатов Европарламента поняли всю абсурдность первоначального текста поправки», но своим решением не упустили шанса «шельмовать» Россию.
Маритье Шааке (Фото: marietjeschaake.com) |
Список из 60 высокопоставленных российских чиновников был минувшим летом составлен в США. Его возглавляет глава Следственного комитета при МВД, замминистра Алексей Аничин, вслед за ним упоминаются начальники тюрем: «Бутырки» и «Матросской тишины», – судей, заместителя генпрокурора Виктора Гриня, других высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры, Следственного комитета России, МВД, ФСБ и ФНС.
Первоначально «список Магнитского» был составлен в Вашингтоне. Законопроект с требованием запретить этим лицам въезд на территорию США был внесен в палату представителей лидером Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамином Кардином и членом палаты представителей Джеймсом Макговерном. На прошлой неделе подкомитет по правам человека парламента Канады проголосовал за аналогичную резолюцию.
Отметим, что в конце ноября комитет Европарламента по международным делам принял собственную резолюцию к годовщине смерти Магнитского, выдержанную в жестких тонах. Она содержала рекомендацию запретить въезд чиновникам из «списка Магнитского».
Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев назвал появление списка продуктом деятельности компании, «которая сейчас находится под следствием и в которой работал Магнитский». «Наша задача – отреагировать на то, что еще до конца расследования этого дела коллеги из Европарламента принимают абсолютно политизированное решение, которое нельзя расценить иначе как вмешательство во внутренние дела России», – заявил Косачев.
Тогда же в комитете также прозвучало предложение обсудить возможные «симметричные» меры. Замглавы МИДа Сергей Грушко заявил, что европарламентарии «исходят из непонятного нам принципа презумпции виновности». «Подобные призывы сложно расценить иначе как подстрекательство к прямому вмешательству во внутренние дела суверенного государства и открытое давление на судебные органы РФ, – подчеркнул он. – Авторы резолюции, внимательно следящие за событиями в России, не могут не знать, что расследование по делу Магнитского продолжается и находится в центре общественного внимания».
По мнению экспертов, голосование в Европарламенте показало, что правозащитная составляющая в политических отношениях между российским и западноевропейским руководством никуда не ушла. Тем не менее говорить о том, что это может повлиять на развитие экономического сотрудничества между Россией и ЕС, пока не приходится.
Однако из Москвы может последовать реакция, в случае если какие-то из стран действительно прислушаются к европарламентариям и введут санкции. В таком случае Россия может реализовать зеркальные меры по ограничению въезда на свою территорию еврочиновников. Среди них, например, могут оказаться те, кто на международной арене особо яростно защищает позиции Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии.