В пятницу глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, выступая в эфире татарской редакции радио «Свобода*», обвинил федеральные власти в противодействии объединению мусульман и попытках «задавить ислам в России». Кроме того, муфтий шокировал аудиторию заявлением о том, что коренное население России «вечно пьянствует» и не работает, и привел ему в пример непьющих и трудолюбивых мигрантов.
Равиль Гайнутдин своими последними заявлениями фактически создает условия для разжигания межнациональной и межрелигиозной розни
«В 2009 году во время Курбан-байрама муфтий Талгат Таджуддин выступил с предложением объединения трех централизованных мусульманских объединений. После того как изучили это предложение, мы и с руководителем кавказских мусульман Бердиевым, и с самим Талгатом Таджуддином провели встречи. Создали рабочую группу, начали деятельность по объединению. Однако это решение не понравилось государству. До нас тоже довели мнение, что предложение Талгата Таджуддина не соответствует политике государства», – рассказал Гайнутдин.
«Эти марионетки, работающие в государстве, такие как исламофоб Гришин (Алексей Гришин – главный советник администрации президента РФ, курирующий вопросы взаимодействия госорганов с исламскими организациями – ВЗГЛЯД), без сомнения, постараются задавить ислам в России. Особенно понимая, что в настоящее время ислам в России – большой фактор, специально акцентируя на этом, пытаются остановить рост ислама. Это уже начало претворяться в жизнь», – цитируют СМИ слова Гайнутдина.
Напомним, четвертый муфтият – Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият) – был учрежден 7 декабря. Его основу составили духовные управления мусульман Ставропольского и Пермского краев, Мордовии и Челябинской области. Объединившиеся муфтияты до сих пор были независимыми.
Сейчас в России три муфтията: Союз мусульман России (руководитель – Равиль Гайнутдин), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (глава – Исмаил Бердиев) и Центральное духовное управление мусульман (глава – Талгат Таджуддин).
Как сообщает «Интерфакс», Гайнутдин заявил также, что его соратники по Совету муфтиев на последнем заседании не обсуждали факт появления нового муфтията, поскольку не могут «поднимать на свой уровень таких грязных людей».
Комментируя ситуацию в Москве и события последних дней по поводу стычек между националистами и выходцами с Кавказа, Гайнутдин посетовал на то, что в столице, где, по его словам, проживают более двух миллионов мусульман, «ощущается очень сильное давление».
«Мусульмане из-за нехватки мечетей вынуждены праздничные намазы совершать на улице, на трамвайных путях, даже во дворах церквей. Таким образом, дела по унижению мусульман, политика по ущемлению гражданских прав продолжает свое дело», – пояснил муфтий, добавив, что недавние межнациональные столкновения в России «ясно показывают отрицательное отношение к исламу».
Отметим, что накануне Равиль Гайнутдин выступил на заседании президиума Межрелигиозного совета России, где также шокировал аудиторию. Говоря о причине активного притока мигрантов в Россию, он увидел ее в моральном разложении коренного населения. По его словам, Россия вынуждена приглашать мигрантов: «Они не пьянствуют, они дисциплинированы, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи».
«Недопустимо раскачивать лодку»
Негативные высказывания муфтия в отношении коренного населения России, которое вечно пьянствует, и «трудолюбивых мигрантов», конечно, несправедливы
Выступление муфтия Гайнутдина вызвало шок среди религиозных лидеров. Раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, заявил, что такие высказывания слишком негативны и муфтию не стоило так обобщать в своих оценках немусульманского населения.
«У нас в Межрелигиозном совете России и на двухстороннем уровне с мусульманами очень хорошие, продуктивные взаимоотношения. И хочу подчеркнуть, что негативные высказывания муфтия Равиля Гайнутдина в отношении коренного населения России, которое вечно пьянствует, и «трудолюбивых мигрантов», конечно, несправедливы, – сказал Коган. – Мы решительным образом это отвергаем. Есть во всех народах разные люди, но ни в коем случае нельзя это обобщать. Это неуместно. Особенно сегодня светские и религиозные лидеры должны быть чрезвычайно осмотрительны в формулировках, если они могут нанести ущерб межнациональному миру в свете последних событий на Манежной площади».
Резкие слова Гайнутдина натолкнулись на возражения и среди других мусульманских лидеров. Так, Тагир Саматов, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России, член президиума Межрелигиозного совета России, выразил удивление тоном, который использовал Гайнутдин. Саматов сказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что муфтий сам теперь фактически разжигает межнациональную рознь, как и те, кого он критикует.
«Вызывает удивление, что уважаемый муфтий Равиль Гайнутдин, подписав вместе с нами заявление президиума Межрелигиозного совета России с призывом к народам нашей страны укреплять мир и согласие, своими последними заявлениями фактически создает условия для разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, – заявил Сарматов газете ВЗГЛЯД. – Со своей стороны могу сказать, что государством, особенно через Фонд поддержки исламской культуры науки и образования, проводится огромная работа по содействию развитию российского ислама. Мусульмане очень благодарны за такую заботу, поэтому говорить о притеснении ислама в России как минимум некорректно и неправильно».
Отмежевался от заявлений Гайнутдина и председатель Центрального духовного управления мусульман Таджуддин. По его мнению, говорить о притеснении ислама в России – кощунственно, а вину за недостаток мечетей в Москве надо возложить на самого Гайнутдина, а также на бывшего столичного мэра Юрия Лужкова.
«Я нахожусь на посту председателя ЦДУМ более 30 лет и могу говорить о том, как все изменилось за последние годы. У нас, у мусульман России, было всего 94 мечети, а по СССР – около 300 мечетей. Сейчас более 7,5 тыс. мечетей. То есть рост в 70 с лишним раз. Только в Башкирии было 16, а сейчас – 1016 мечетей. В Татарстане было 15 мечетей, сейчас – 1300. О чем здесь можно говорить?» – заявил Таджуддин, которого цитирует «Интерфакс». Он напомнил, что в России действуют семь исламских университетов, десятки медресе. Во всех мечетях работают воскресные школы по обучению традиционному исламу.
Таджуддин также выступил в защиту главного советника департамента гуманитарной политики и общественных связей администрации президента России Алексея Гришина, которого персонально упомянул Гайнутдин. Он напомнил, что при содействии администрации президента России образован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который оказывает огромную помощь мусульманам. «Одним из руководителей которого является Гришин. Он назван «исламофобом». Побольше бы таких исламофобов», – заметил председатель ЦДУМ.
Председатель ЦДУМ напомнил, что «выделялась земля на Лужнецкой набережной для строительства соборной мечети на 5000 молящихся и земля в Сабурово под мечеть на 1500 мест. Именно по настоянию «уважаемого» Равиля Гайнутдина эти проекты были загублены».
«Сейчас России как никогда нужен мир. И недопустимо раскачивать лодку, в которой нас всех вместе собрал Всевышний. Это и по закону, и по шариату – грех и преступление», – подчеркнул глава ЦДУМ.
«Он не мог такого сказать»
Сейчас России как никогда нужен мир. И недопустимо раскачивать лодку, в которой нас всех вместе собрал Всевышний. Это и по закону, и по шариату – грех и преступление
Один из ближайших помощников Гайнутдина, президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов заявил газете ВЗГЛЯД, что он сам не присутствовал на заседании. Однако Ниязов уверен, что высказывания муфтия о том, что коренное население России «вечно пьянствует» и не работает, были передернуты информагентствами.
«На самом деле речь шла о том, что Россия нуждается в мигрантах как внешних, так и внутренних. В частности, он имел в виду приезжих из регионов Северного Кавказа. Во многом это люди, у которых единственная цель – заработать, а значит, у них нет времени на развлечения и вредные привычки. Их руками реализуется множество инфраструктурных проектов, об этом не стоит забывать», – отметил он.
Ниязов также подчеркнул, что муфтий не обвинял государство в противодействии объединению мусульман и попытках «задавить» ислам в России. По его версии, это попытка конкретных людей передернуть высказывания Гайнутдина и представить ситуацию как коллапс отношений власти и мусульманского духовенства.
«Общеизвестно, что муфтий – государственник в высшей степени. Он не мог такого сказать, поскольку находится в тесном сотрудничестве с правительством. Тем более что сам Путин сказал, что в субботних событиях виноваты вовсе не диаспорские сообщества, не фанаты, а органы власти и правопорядка. В данном случае он высказывал критику в адрес конкретных чиновников, в частности Силантьева и Гришина, а не всего государства», – пояснил Ниязов.
Что касается создания четвертого муфтията, то Ниязов подтвердил тезис Гайнутдина. «Именно благодаря усилиям Гришина и Силантьева, известных своими скандальными антиисламскими высказываниями, в нашем обществе укореняются ксенофобские настроения, которые просто губительны для общества. Власть после таких тревожных событий все-таки начнет пересматривать свое отношение к разного рода провокациям некоторых чиновников», – полагает Ниязов.
Напомним, Роман Силантьев – известный исламовед, руководитель Центра географии религий отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ, автор «Новейшей истории исламского сообщества России».
«Муфтий способствует разжиганию конфликта»
Руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, член Общественной палаты России Максим Шевченко назвал «невротическим срывом» заявления Равиля Гайнутдина, которого считал «мудрым и осторожным человеком». Шевченко вступился и за Алексея Гришина. Он напомнил, что благодаря усилиям Гришина, например, активно издается исламская литература в Нижнем Новгороде, где создается целая научная школа.
Что касается создания четвертого всероссийского муфтията, то Шевченко указал, что «ни один муфтий не может претендовать на какую-то полноту власти, потому что муфтий – всего-навсего администратор, который поставлен управлять имуществом общины». «Муфтий – не патриарх и не священник. Это вообще не духовное лицо. Поэтому надо приветствовать возникновение еще одного «хозяйственного управления» у мусульман. Это говорит о расширении исламской жизни в России», – уверен Шевченко.
Также Шевченко заметил, что у мусульман должна быть возможность «строить мечети вне зависимости от отношений того или иного муфтия с властью». «Если в Москве у Равиля Гайнутдина с администрацией президента сложились плохие отношения, это не значит, что проживающие в столице два миллиона мусульман должны ждать, пока Гайнутдин наладит отношения с Гришиным», – считает член ОП.
Вообще, по его словам, не должно быть единого управления мусульман России, потому что «это противоречит природе суннитского ислама и многонациональным реалиям нашей страны, так как у наших народов есть свои традиции понимания ислама, которые совсем не нуждаются в том, чтобы их подчиняли единому духовному начальству».
«Суннитский ислам, в отличие от шиизма, не признает культа аятолл. Он в принципе опирается на свободную организацию общин. Поэтому в России должно возникнуть светское движение мусульман», – сказал Шевченко.
Эксперт посетовал, что России сильно не хватает нормальных и вменяемых исламских учебных заведений, из-за чего многие студенты едут учиться в другие страны, где могут попасть под влияние «чуждых исламских учителей». Шевченко считает, что Исламский университет в Москве, которому больше десятка лет, «не превратился в цветущее полнокровное заведение, хотя на его работу выделялось немало средств».
По мнению Шевченко, противопоставляя мигрантов населению России, Гайнутдин тем самым «содействует в своем невротическом срыве разжиганию этнического конфликта». «Не надо всех равнять под одну гребенку. Люди вообще разные. Противопоставление приезжих и местных мне кажется просто диким», – заявил Шевченко.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента