Внезапно разыгравшийся конфликт между Москвой и Токио по поводу визита президента Дмитрия Медведева на Курилы обернулся обменом жесткими заявлениями. В Японии визит Медведева на остров Кунашир вызвал «крайнее сожаление». Кроме того, российскому послу в Токио вручили ноту протеста, а из Москвы отозвали главу своей дипломатической миссии. В Москве такую реакцию называли демаршем, но отзывать российского посла из Токио пока не стали.
#{image=454831}Более того, во вторник глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Медведев продолжит поездки по Курильским островам. О том, какие дипломатические инструменты есть в арсенале государств и как ими пользоваться, газете ВЗГЛЯД рассказал советский и российский дипломат, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, в 1992–1994 годах – чрезвычайный и полномочный посол России в Армении Владимир Ступишин.
ВЗГЛЯД: Владимир Петрович, в каком случае принято вручать иностранному послу ноту протеста?
Владимир Ступишин: Нота протеста вручается в тех случаях, когда для этого есть основания. Это обычная практика. Если ее вручают, это говорит о том, что между странами есть напряженность в отношениях. Нотой протеста страна выражает через посла свое недовольство. Справедливо это или нет, зависит от содержания обстоятельств, по поводу которых пишется нота.
Владимир Ступишин (Фото: armenianhouse.org) |
ВЗГЛЯД: Как должен реагировать посол на вручение ноты?
В.С.: Посол никак не реагирует. Он получает ноту и отправляет ее в свой центр. Если посол опытный, он может подтвердить общую линию или конкретную позицию своего правительства. Только и всего.
ВЗГЛЯД: После японской ноты протеста в Москве вызвали на ковер посла Японии. Насколько серьезными можно считать такие дипломатические процедуры?
#{image=454284}В.С.: Определенного стандарта не существует. Мы могли вызвать японского посла, могли не вызвать, могли ответить на ноту, а могли бы и не ответить. Это зависит от конкретных обстоятельств. А тут получили ноту, посмотрели и разъяснили через посла, что гуляйте, братцы-японцы, в сторону сан-францисского договора с Россией. Прочтите его снова. Японцев тогда лишили этих островов. Им напомнили историю вопроса. Россия вступила в ООН и признала ситуацию такой, какой она была в тот момент.
Японцы сейчас играют в свои внутренние игры. Им надо обязательно перед своей оппозицией выглядеть этакими крутыми парнями. Вот они и выдвигают, на мой взгляд, совершенно незаконные претензии. Курильские острова входят в состав Российской Федерации. Любой гражданин страны имеет право посещать их, как он имеет право посетить Тульскую область или Калининградскую. Но японцы вылезают со своими протестами. Пусть эти протесты они засунут туда, куда им хочется.
ВЗГЛЯД: Что означает на дипломатическом языке отзыв посла?
В.С.: Правительство может вызвать своего посла домой в любой момент. А в чем претензии будут выражаться, решат потом. Меня, например, однажды собирались вызвать из Еревана, а я был уже в Москве. И консультации не состоялись. Пришлось мне самому консультации устраивать в Москве и потом говорить в Ереване, что вот были консультации. И так бывает. В принципе, консультаций может не быть. Это демарш такой – отозвать посла. Тоже обычная дипломатическая практика. Иногда правительство хочет показать, что оно недовольно.
ВЗГЛЯД: Сергей Лавров накануне назвал реакцию Токио на визит Медведева на Курилы «демаршем», добавив, что такая реакция «неприемлема».
В.С.: Правильно Лавров сказал. Правда, я не люблю слово «неприемлемый». Это неправильное словоупотребление. Надо говорить «недопустимый». Но у нас почему-то любят слово «неприемлемый». Это недопустимый шаг японцев, недопустимый демарш.
ВЗГЛЯД: Слова Лаврова могли спровоцировать отзыв японского посла?
В.С.: Отзыв посла может последовать, а может и не последовать. Ничего обязательного и категорически императивного в этом совершенно нет.
ВЗГЛЯД: Какие еще существуют дипломатические инструменты для выяснения отношений, кроме нот протеста, отзыва послов и резких заявлений внешнеполитических ведомств?
В.С.: Можно не просто отозвать посла, а понизить уровень отношений. Будет вместо посла работать поверенный в делах. Это свидетельствует об ухудшении отношений. А вызов на консультации – легкая мера. Можно еще вообще разорвать дипломатические отношения. Можно войну объявить – тоже вариант.
ВЗГЛЯД: Кто принимает решение о разрыве отношений?
В.С.: Раньше у нас такие вещи решал ЦК КПСС. Кто назначает посла, тот и принимает решение. У нас послов назначает президент. Но если говорить о Японии, то речи о разрыве отношений не идет. На мой взгляд, это мелкий инцидент. К международным отношениям это не относится. Они сделали это сами для себя. Никто им эти острова не отдаст.
ВЗГЛЯД: Почему Россия реагирует на выпады Японии, если там это используется для внутриполитических целей?
В.С.: Если не будем отвечать, это будет не совсем вежливо. Мы же отношения не разрываем, а поддерживаем. Мы намерены развивать экономические, политические, культурные и прочие связи. Мы действуем в соответствии с нашими интересами.
ВЗГЛЯД: Когда в истории России были последние серьезные дипломатические конфликты, если не считать недавнего разрыва дипотношений с Грузией?
В.С.: С Израилем долго не было дипломатических отношений. До того очень долгие годы не было дипотношений с целым рядом латиноамериканских стран. С Саудовской Аравией не было очень долго отношений. Советский Союз не все сразу признали. Франция – в 1924-м, США – в 1933-м.
ВЗГЛЯД: Значит, кризиса в отношениях с Японией у нас нет?
В.С.: Да. С нашей стороны – все в рамках правил, а с их – наглость. Я не одобряю их действия. Они потеряли острова в результате Второй мировой войны. И не надо вокруг этого возбуждать общественное мнение и портить отношения.
Это совершенно глупо и неконструктивно или, как говорил мой бывший начальник, контрпродуктивно. Мы отвечаем так, как положено отвечать, как это делается между цивилизованными странами. Мы от них ничего не требуем и не хотим. Это наша законная территория.