В заседании комитета по безопасности, состоявшемся в четверг в закрытом режиме, участвовал и. о. главы Следственного комитета Александр Бастрыкин, доложивший депутатам о ходе расследования массового убийства в Краснодарском крае.
Опрос свидетелей, который провели местные сотрудники, не дал никакого результата. Это приговор местным правоохранительным органам
По итогам заседания Бастрыкин пообещал, что расследование коснется не только непосредственных исполнителей убийства, но и сотрудников МВД и СК в Краснодарском крае. Он отметил, что уголовные дела могут быть возбуждены по статьям «Халатность», «Злоупотребление служебным положением или превышение служебных полномочий».
«В том случае если мы обнаружим необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, мы эти дела возобновим, расследование будет проведено, конечно, будем решать вопросы об ответственности работников», – заявил Бастрыкин. В качестве основных версий убийства глава СК назвал «кровную месть на почве возможного убийства жителя станицы, старшего брата Сергея Цапока» и «разбойное нападение с целью захвата большой суммы денег».
Напомним, в кубанской станице Кущевской 5 ноября в одном из домов были обнаружены трупы 12 человек, из которых четверо – дети. В результате двухнедельного розыска убийц были арестованы шесть подозреваемых, среди которых Сергей Цапок, который считается лидером организованной преступной группы, депутат муниципального совета Кущевского района Сергей Цеповяз, 24-летний Алексей Гуров, его 20-летний брат Евгений, 17-летний Вячеслав Скачедуб и 16-летний Игорь Майданюк.
По словам главы комитета по безопасности Владимира Васильева, страшное убийство показало неэффективность работы правоохранительных органов всего Краснодарского края. «Стало известно о 28 заявлениях об изнасилованиях, по которым было возбуждено всего три уголовных дела», – заявил депутат, пояснив, что в совершении этих преступлений также подозреваются участники группы Цапока.
#{image=459872} После заседания комитета по безопасности его председатель Владимир Васильев поделился своими оценками не только хода следствия, но и в целом криминогенной обстановки на Кубани в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Владимир Абдуалиевич, какие мотивы преступников, на ваш взгляд, были наиболее вероятными?
Владимир Васильев: Версии я комментировать не буду. Они есть, но их формирует следственная группа. Могу сказать только, что это преступление раскрывается и будет раскрыто. Мы специально попросили устроить заседание в закрытом режиме, чтобы нас в полной мере проинформировали о ходе расследования. По итогам встречи с главой СКП я могу подтвердить, что расследование ведется наступательно. Более 50 следователей работают на месте происшествия.
В Кущевской работает большая группа оперативных работников. Кроме того, была создана специальная оперативная группа для расследования тех преступлений, которые произошли ранее. Теперь достоверно известно, что граждане обращались с заявлениями, но меры не предпринимались. В частности, стало известно о 28 заявлениях об изнасилованиях, по которым было возбуждено всего три уголовных дела. Сейчас все эти материалы оцениваются, и по ним будут приниматься решения в отношении должностных лиц. Проверка будет проведена по всем заявлениям граждан.
Также очень важно, на что обратили внимание все депутаты: опрос свидетелей, который провели местные сотрудники, не дал никакого результата. Это приговор местным правоохранительным органам. Граждане не сообщили местным милиционерам никакой информации, заслуживающей внимания. Это говорит о том, что милиционеры настолько скомпрометировали себя, что граждане боялись давать им хоть какую-то информацию. Поэтому основная работа на месте убийства выполняется прикомандированными сотрудниками, что гарантирует объективную работу по этому делу.
ВЗГЛЯД: Какие сроки грозят чиновникам и милиционерам, причастным к деятельности банды?
В. В.: Что касается привлечения к ответственности милиционеров и должностных лиц, то хочу напомнить, что в прошлом году мы внесли изменения в ст. 210 Уголовного кодекса «Создание преступного сообщества». В части третьей этой статьи предусмотрена уголовная ответственность до пожизненного лишения свободы для тех, кто использует должностное положение в целях преступного сообщества.
Я могу предположить, что в процессе этого расследования мы можем получить прецедент применения данной статьи. Мы взяли это дело на контроль и будем самым детальным образом принимать участие в расследовании этого дела. Максимальные сроки и пожизненное заключение получат все те, кто сотрудничал с бандой, имея должностные полномочия. И эти прецеденты надо создавать и дальше. Мы приняли этот закон и теперь будем стараться всяческими методами повлиять на то, чтобы этот закон заработал. Тем более что пока таких примеров нет.
ВЗГЛЯД: Вы планируете провести выездное заседание в Кущевской?
В. В.: Выездные заседания будут. Об этом говорили сегодня и депутаты Госдумы. Кроме того, Бастрыкин уже был на месте, в ближайшее время он еще раз планирует туда поехать. Мы считаем, что там должны работать и депутаты Госдумы, чтобы наравне со следователями принимать прямые заявления граждан. Так как того, что делают местные депутаты и следователи, явно недостаточно.
Сейчас главная задача – сделать так, чтобы люди в станице поняли, что следователям можно доверять. Чтобы они не боялись и понимали, что банда, которая там орудовала, работает не по всей России.
ВЗГЛЯД: Повлечет ли массовое убийство на Кубани расследование аналогичных ситуаций в других регионах? Насколько сговор правоохранителей и преступников носит типичный характер?
В. В.: Я думаю, что этот случай даст нам возможность посмотреть, что происходит с организованной преступностью и с правоохранительными органами в целом по стране. Нам необходимо менять ситуацию таким образом, чтобы каждый гражданин знал, что если он обращается в правоохранительные органы, то он защищен.
Вот сейчас там работает следственная оперативная группа. И ей предстоит узнать, как работали в районе прокурорские работники, как они там надзирали. Очень много вопросов и к руководству ГУВД Краснодарского края. Чтобы понять, как они работали, будет поднята история возбуждения уголовных дел за 5–10 лет. Кажется, пять лет назад в крае проводили коллегию МВД. С тех пор не было раскрыто ни одного преступления, в совершении которого теперь подозревается группа Цапока. Также будет дана оценка руководителям, которые все это допустили.
ВЗГЛЯД: Будет ли приглашен на беседу и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев?
В. В.: Ответственность губернатора в этом процессе будет выявлена в ходе расследования. Но я хочу обратить внимание на то, что Краснодарский край – один из наиболее активно развивающихся регионов нашей страны. Там велась большая работа по наведению порядка на рынке Кубани. Я не готов сразу ставить вопрос об ответственности Ткачева. Давайте подождем. Я могу только сказать об ответственности ГУВД края.
ВЗГЛЯД: Будут ли переселять по программе защиты свидетелей из Кущевской тех, кто дает какие-то показания?
В. В.: Если это будет нужно сделать, то да. Но сейчас переселяются и будут переселяться родственники подозреваемых, опасаясь расправ. Это уже происходит. Нужно, конечно, думать и об их безопасности, этот вопрос сегодня также обсуждался с Бастрыкиным.