«Главкомат завершил работу над документами, в которых обоснована и просчитана необходимость восстановления пункта обеспечения (ПМТО) для обеспечения российских кораблей в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – сказал агентству «Интерфакс-АВН» источник в российском адмиралтействе. По его словам, «если будет принято политическое решение, то ВМФ готов восстановить работу базы в течение трех лет».
Аренда военно-морской базы в Камрани в конечном итоге обойдется России дешевле, чем регулярное обеспечение боевых кораблей в океанской зоне
Впрочем, никаких сообщений о политических переговорах Москвы и Ханоя по поводу базы за последние годы не появлялось. В 2003 году Вьетнам вел переговоры о сдаче базы в аренду США, но они закончились безрезультатно, и в настоящее время база используется только самими вьетнамцами.
Наблюдатели не исключают, что анонсы возможного возвращения российских кораблей в Камрань не случайно прозвучали спустя лишь несколько дней после публичных предупреждений главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, заявившего о растущей конкуренции со стороны Китая, который, по словам адмирала, проявляет все больший интерес к традиционным зонам российского влияния в таком регионе, как Арктика.
Возможно, что перспектива возвращения россиян в «южное подбрюшье» самого Китая, в его собственную зону исторического влияния призвано слегка остудить слишком смелые планы стратегов в Пекине. О том, что КНР ускоренно наращивает в последние годы свой военно-морской флот и направляет свои корабли и подводные лодки в те дальние регионы, где их раньше никогда не было, уже общеизвестно.
«ПМТО в Камрани нужен для поддержки российских боевых кораблей, которые регулярно борются с морским пиратством в Тихом и Индийском океанах», – пояснил агентству представитель Главного штаба.
Представитель адмиралтейства напомнил, что Москва и Ханой подписали 2 мая 1979 года сроком на 25 лет соглашение об использовании Камрани в качестве базы советского ВМФ, а затем 922 ПМТО Тихоокеанского флота. Согласно документу, в порту разрешалось одновременное присутствие 10 надводных кораблей, 8 подлодок с плавбазой и 6 вспомогательных судов ВМФ.
ПМТО в Камрани, расположенный в 2500 милях от Владивостока, решал задачи тылового и технического обеспечения кораблей 17 эскадры Тихоокеанского флота, отдыха экипажей, выполнявших боевые задачи в Тихом и Индийском океанах. Емкость складов нефтепродуктов составляла 7 тыс. тонн. В Камрани была развернута база противолодочного и ракетного вооружения и технико-эксплуатационная часть. Задачу охраны и обороны военных объектов обеспечивали подразделения морской пехоты ВМФ.
#{smallinfographicleft=424488}На аэродроме постоянно базировался отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили 4 самолета Ту-95, 4 – Ту-142, эскадрилья Ту-16, эскадрилья МиГ-25, 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8.
В зону ответственности 17 эскадры входили южная часть Тихого океана и весь Индийский океан.
После модернизации инфраструктуры, произведенной в 1980-х годах, Камрань стала крупнейшей зарубежной военной базой СССР. Советские военные корабли, совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и зону Персидского залива), заправлялись здесь топливом, пополняли запасы продовольствия и воды, проходили ремонт.
В конце 1980-х началось сокращение советского военного присутствия на базе. К началу 1990-х на аэродроме остается только авиаотряд переменного состава (всего около 10 самолетов), большая часть причального флота и портовых сооружений переходит в постоянное пользование вьетнамской стороны. Из-за отсутствия финансирования база постепенно приходит в упадок.
В 1995 году здесь произошла катастрофа: 12 декабря при заходе на посадку погибли три истребителя Су-27 из эскадрильи «Русские витязи», возвращавшиеся в Россию с авиасалона в Малайзии. Причину трагедии выяснили быстро: на базе не работало радиолокационное оборудование, которое должно было вести истребители на посадку.
В 1998 году Ханой публично напомнил Москве о том, что срок аренды базы истекает в 2004 году. В 2000 году командование ВМФ России официально пообещало более интенсивно использовать пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В Главном штабе ВМФ заявили, что «это связано с возобновлением активных действий кораблей в Тихом и Индийском океанах», и пообещали, что «в ближайшее время на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тыс. рублей». Однако уже через год, в мае 2001-го, появились сообщения о том, что Россия не возобновляет договор об аренде.
24 июля 2001 года министр обороны России Сергей Иванов заявил, что России «надо уходить из Камрани». 2 мая 2002 года был подписан акт о передаче бывшей российской военной базы вьетнамскому правительству.
Восстановление пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ необходимо для поддержки российских боевых кораблей, выполняющих задачи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил в связи с этим бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко.
«ПМТО в Камрани ранее играл ключевую роль в обеспечении деятельности ВМФ. Сегодня этот пункт очень бы пригодился для поддержки военных кораблей, которые борются с морским пиратством в Индийском и Тихом океане», – сказал Кравченко «Интерфаксу-АВН» в среду.
По мнению Кравченко, «без системы баз рассредоточения полноценное обеспечение кораблей ВМФ в дальней морской зоне представляется проблематичным». «Надводные корабли и подводные лодки ВМФ нуждаются в ремонте, пополнении запасов и отдыхе экипажей при выполнении широкого круга задач в Мировом океане. Если Россия по-прежнему считает себя морской державой, восстановление и создание пунктов базирования, подобных Камрани неизбежно», – подчеркнул адмирал.
В свою очередь, председатель подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству Госдумы Михаил Ненашев заявил «Интерфаксу-АВН», что «аренда военно-морской базы в Камрани в конечном итоге обойдется России дешевле, чем регулярное обеспечение боевых кораблей в океанской зоне с помощью вспомогательных судов, танкеров и плавмастерских».
Кроме того, по его словам, «восстановление базы в Камрани послужит делу укрепления и развития сотрудничества с Вьетнамом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона не только в военных, но и во многих других сферах деятельности».