Трехсторонняя встреча российского лидера Дмитрия Медведева с президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном прошла впервые после аналогичного саммита, состоявшегося в Подмосковье в 2008 году. Причем президенты на этот раз беседовали втроем, без участия членов делегаций.
К 1–2 декабря мы могли бы выйти на согласованный вариант общих принципов урегулирования
Как отмечается в тексте подписанного заявления, «урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».
«С этой целью президенты Азербайджана и Армении договорились в качестве первого шага безотлагательно провести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного креста», – отмечается в заявлении, которое цитирует «Интерфакс».
Медведев подчеркнул, что заявление «носит гуманитарный характер, но, тем не менее, является очень важным с учетом различных разногласий, существующих сегодня в отношениях Армении и Азербайджана по вопросу Нагорного Карабаха».
Медведев отметил, что декларация «направлена на укрепление мер доверия». По словам президента РФ, «это достаточно драматическая, но частная тема, однако она очень важна, потому что стороны уже давно не находятся в прямом открытом противостоянии, но есть проблемы, есть выстрелы, гибнут люди».
«В какой-то момент нужно действительно открыто глядеть на ситуацию, нужны шаги навстречу друг другу. Нужно стараться решать пусть небольшие, но очень важные проблемы», – сказал Медведев.
#{smallinfographicleft=328927}По итогам встречи появилась надежда, что Ереван и Баку смогут придти к согласованному решению по принципам урегулирования в Нагорном Карабахе уже к саммиту ОБСЕ, который намечен на начало декабря. Об этом также сообщил Медведев, передает РИА «Новости».
«Остаются вопросы по принципам урегулирования, которые впоследствии должны быть положены в основу мирного договора, – сказал Медведев. – Но, тем не менее, мы проделали определенный путь, который дает основание надеяться, что в случае если стороны хорошо поработают в ближайший месяц, а такое поручение мы нашим министрам иностранных дел дадим, то к моменту проведения саммита ОБСЕ в Казахстане 1–2 декабря мы могли бы выйти на согласованный вариант общих принципов урегулирования».
#{ussr}Впрочем, политики и эксперты пока сдержанно отнеслись к итогам переговоров в Астрахани, напоминая о том, с каким застарелым конфликтом имеет дело Медведев. Так, первый заместитель главы комитета Госдумы по вопросам стран СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин (фракция «Единая Россия») считает, что не стоит придавать астраханской встрече чрезмерного значения.
«То, что стороны договорились о гуманном акте обмена пленными и телами погибших, – это, безусловно, хорошо, и хорошо вдвойне, что эта договоренность достигнута при посредничестве нашей страны. Но сам по себе этот гуманный жест не является решением вопросов по Карабаху и не может им являться», – заявил Затулин газете ВЗГЛЯД.
По мнению депутата, скорее важен сам факт встречи. «Он просто свидетельствует о том, что добрая воля у руководства Армении и Азербайджана не иссякла и есть возможность хотя бы о чем-то договариваться. В создавшемся положении это уже позитивный сигнал», – считает он.
Эксперт московского центра Карнеги Алексей Малашенко также предостерегает от чрезмерных надежд в связи с астраханскими договоренностями.
«Многие и в Москве, и в Вашингтоне, и в Анкаре считают, что время для примирения Армении и Азербайджана давно настало. Но нельзя забывать, что мириться-то должны не посредники, а сами участники конфликта, – сказал Малашенко газете ВЗГЛЯД. – Они должны пойти навстречу друг другу: Армения – освободить часть занятой азербайджанской территории, Азербайджан – признать независимость Нагорного Карабаха. А здесь обеим сторонам будет, мягко говоря, сложно сделать даже самый робкий первый шаг».
Поэтому, по мнению Малашенко, быстрого примирения ждать не стоит. Так что астраханская встреча – это в лучшем случае начало длительного и мучительного процесса поиска мира, а не прорыв в нем.
Впрочем, у переговоров в Астрахани вне зависимости от их долгосрочных последствий уже обозначился бесспорный итог: они разрядят резко обострившуюся обстановку в зоне конфликта, где в последние недели участились перестрелки и вылазки с обеих сторон. Так, по сообщению армянской стороны, 26 октября в результате огня с азербайджанской стороны был убит армянский солдат-срочник. Ранее армяне обвинили азербайджанцев в убийстве захваченного ими в начале октября пленного. Азербайджанская сторона утверждает, что тот покончил жизнь самоубийством.
В настоящее время в армянском плену находятся двое азербайджанских солдат и один гражданский житель, обвиняемый в незаконном пересечении границы с Нагорным Карабахом. У азербайджанцев в руках – шестеро армянских военнопленных и пять гражданских лиц.
Точное количество тел погибших, находящихся у обеих сторон, до сих пор неизвестно. В Баку утверждают, что у армян осталось минимум два трупа азербайджанских солдат. Армяне упоминают от одного до пяти тел погибших армянских военных, которые не отдал Азербайджан. Последний раз стороны обменивались живыми и погибшими в декабре 2007 года.
Как бы то ни было, астраханская декларация позволит произвести обмен живых и мертвых – по принципу «всех на всех». Это как минимум заставит стороны воздержаться от практики «ответных ударов», захватов чужих военных и гражданских в ответ на захват своих, что является одной из причин эскалации насилия в зоне конфликта.
Это вторая встреча лидеров в этом году, в последний раз в таком формате президенты собирались в июне в Санкт-Петербурге. Но тогда никаких коммюнике подписано так и не было. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова лишь сообщала тогда, что по итогам встречи отмечено сближение позиций сторон по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования (так называемые обновленные Мадридские принципы).