«Решение грузинских властей объявить в одностороннем порядке о введении безвизового режима для российских граждан, проживающих в ряде республик Северного Кавказа, не может быть расценено иначе как провокация. Сама по себе попытка поделить население России на разные категории противоречит нормам цивилизованного межгосударственного общения», – отреагировал МИД России на решение грузинских властей, накануне отменивших въездные визы для жителей Северного Кавказа.
#{image=247357}В самой Грузии появление президентского указа, разрешающего россиянам из Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи без оформления документов въезжать на территорию государства, объяснили стремлением дать соседям возможность пользоваться благами, которых их лишил «репрессивный и коррумпированный» режим России. Во всяком случае, именно так прокомментировало накануне грузинское МВД введение нового режима на контрольно-пропускном пункте «Казбеги – Верхний Ларс». В ведомстве также подчеркнули стремление страны стать «мостом» между Северным Кавказом и «цивилизованным миром».
«Грузия долгое время игнорировала непосредственных соседей. Мы забывали, что граничим не со славянской Россией, а наши соседи именно северокавказцы. Теперь для нас приоритетны отношения с чеченцами, ингушами и другими народами Северного Кавказа», – в свою очередь заявил госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили.
Позднее, в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД заместитель Якобашвили Елена Тевдорадзе постаралась смягчить национальный уклон в риторике шефа и объяснить решение правительства лишь гуманитарными соображениями.
«Наш аппарат государственного министра тоже уже не первый месяц работает по данному вопросу. Я знаю, что у жителей республик Северного Кавказа, особенно у жителей республики Северной Осетии – Алании, много родственников в Грузии. Отмена визового режима снимет для этих людей многие проблемы в плане встреч и общения со своими родственниками и близкими в Грузии», – заявила она.
Впрочем, большинство грузинских министров впоследствии повторили слова Якобашвили. «Политически важно, чтобы как можно больше жителей России знали, что реально делается в Грузии. А то они – жертвы пропаганды, которую ведет Россия против Грузии», – открыто заявил госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе.
Ему вторил глава МИД Грузии Григол Вашадзе, подчеркнувший, что Россия создала для кавказцев «резервацию и ведет там антигрузинскую пропаганду».
Выслушав реплики грузинской стороны, первоначально отвергавшей наличие любой политической подоплеки в решении по отмене виз, российское внешнеполитическое ведомство сделало вполне логичный вывод, обвинив Тбилиси в «упорном стремлении дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе» и отвлечь внимание от «деструктивной политики грузинского руководства в отношении Южной Осетии и Абхазии».
«У России нет проблем с Грузией, грузинским народом. У нас проблема с режимом М. Саакашвили, который никак не может успокоиться. Ясно, однако, что все его судорожные действия, направленные на поиск все новых и новых раздражителей, не отвечают интересам грузинского народа, могут привести лишь к дополнительным проблемам для грузинских граждан», – подчеркивается в заявлении ведомства.
В таком же ключе ранее высказался глава министерства Сергей Лавров, заявивший, что предпринятый Грузией шаг является пропагандистским.
Накануне глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев назвал отмену визового режима в Грузии для жителей Северного Кавказа попыткой режима Саакашвили «вернуть безнадежно утраченный лоск», сообщает в среду пресс-служба президента республики.
«Режим, который повинен в геноциде жителей Южной Осетии, неприкрытой агрессии против Абхазии, сегодня решил в очередной раз ввести в заблуждение международное сообщество. Саакашвили заявил об отмене виз для жителей Северного Кавказа, въезжающих в Грузию, отметив при этом, что Кавказ представляет собой один общий дом. Мы хорошо знаем и любим свой дом – Россию, мы с глубоким уважением относимся к народу Грузии, но обмануть себя посулами Саакашвили не позволим», – сказал президент КЧР.
Эбзеев также отметил, что вынесение вопросов, которые должны обсуждаться и решаться в дипломатическом порядке, на уровень публичной политики нельзя объяснить ничем иным, как «агонией режима, любой ценой, не чураясь откровенной провокации, пытающегося вернуть себе безнадежно утраченный лоск и подлакировать фасад той антинациональной политики, которую он ведет».
«Контрпропагандистское» решение властей Грузии по визам не нравится грузинской оппозиции. Бывший омбудсмен Грузии, а ныне один из лидеров оппозиционной «Грузинской партии» Созар Субари заявил о том, что это «новая авантюра».
«Бред – говорить о том, что миссия Грузии – освободить Северный Кавказ от Российской Федерации», – сказал он. По его словам, власти не просчитали, что это может принести стране. Созар Субари также назвал «абсурдным» открытие границы без согласования с Москвой, так как пограничники самой России решают, кого пропускать в Грузию.