«Спасибо, Уго, ты сделал целый набор серьезных, важных заявлений, – отреагировал Медведев. – Россия занимала в этом смысле позицию достаточно простую, мы считаем, что это суверенное дело всех государств – признавать или не признавать новые субъекты международного права. Нам, конечно, небезразлична судьба этих государств, и я хотел бы поблагодарить тебя за то, что ты принимаешь это решение».
Еще 29 августа 2008 года Чавес заявил о полной поддержке решения России
Прокомментировал заявления Чавеса и президент Абхазии Сергей Багапш. «Я хочу выразить благодарность от всего народа Абхазии лидеру Венесуэлы Уго Чавесу за признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Мы намерены развивать самые тесные экономические и политические связи с Венесуэлой», – заявил он, передаёт «Интерфакс».
В общем и целом, новость можно назвать ожидаемой. Еще 29 августа 2008 года (то есть через несколько дней после признания Сухума и Цхинвала со стороны Москвы) Чавес в рамках своего выступления перед военными заявил о полной поддержке решения России признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Позднее агентство «Лента ПМР» со ссылкой на свои источники в МИД Венесуэлы передало, что Каракас уже «готовит признание Южной Осетии и Абхазии».
Чавес и ранее заявлял, что не исключает признание Каракасом независимости Абхазии и РЮО. Причем произошло это еще несколько лет назад, то есть до обострения грузино-осетинского конфликта и последовавшего за ним решения России.
Отметим, что Чавес считается неформальным лидером и идейным вдохновителем Боливарианского союза, в который входят Венесуэла, Куба, Боливия, Доминиканская Республика, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, а также Никарагуа, признавшая Сухум и Цхинвал вскоре после России.
Как пояснял свое решение президент Даниэль Ортега Сааведра, ранее Южная Осетия и Абхазия входили в состав СССР на правах автономий, у «России не было другого пути, кроме как оказать им военную и политическую поддержку перед лицом постоянных угроз Грузии».
Позднее о своем решении присоединиться к списку признавших, несмотря на собственные проблемы внутреннего сепаратизма, заявило Сомали в лице своего посла в России Мухаммеда Хандулле.
«В скорейшем будущем правительство Сомали будет готово установить дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией. Правительство Сомали полностью поддерживает их право на самоопределение», – заявил он в начале октября.
Однако позднее МИД Сомали отозвал слова своего дипломатического представителя обратно.
Возможность признания Цхинвала и РЮО не исключил по итогам своего ноябрьского визита в Москву лидер ливанского парламентского большинства Саад Харири, отметивший, что его страна наладит отношения с двумя молодыми государствами в любом случае. В обмен на лояльность по данному вопросу Ливан рассчитывает получить от России тяжелое вооружение по «льготной цене».
Наконец, намеки на то, что рано или поздно признание Абхазии и РЮО все-таки состоится, регулярно озвучивал и Минск.
Другое дело, что президент Александр Лукашенко предпочел отложить окончательное решение в долгий ящик, отдав его на суд нового парламента страны. Парламент, в свою очередь, апеллирует именно к президенту. Эксперты подозревают, что затягивать установление официальных дипотношений с Сухумом и Цхинвалом Батька будет, что называется, до последнего.