Бывший премьер-министр Королевства Дания 56-летний Андерс Фог Расмуссен в субботу станет 12-м генсеком НАТО, наследуя от предшественника на этом посту, голландца Яапа де Хооп Схеффера, сложную ситуацию в Афганистане (первая военная операция альянса за пределами Европы), непростые отношения с Россией и раскол в том, что касается расширения блока.
Я всегда говорил, что НАТО не обойтись без России, а России – без НАТО. И сейчас наши отношения постепенно улучшаются
Ранее в качестве трех потенциальных кандидатов на этот пост рассматривались министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, министр обороны Канады Питер Маккей и, собственно, Андерс Фог Расмуссен. Причем датчанин до последнего опровергал слухи, что генсеком станет именно он.
Против выбора в пользу Расмуссена активно возражала Турция, которой сильно не понравилась его позиция по поводу скандала с публикацией в датских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. Уговорить Анкару удалось с трудом, причем особые усилия приложили президент США Барак Обама и итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Отметим, что Андерс Фог Расмуссен стал первым генсеком НАТО, который ради этого ушел с поста премьер-министра. Во главе кабинета он встал в 2001 году и одним из первых в Европе одобрил вторжение американцев в Ирак и Афганистан, куда и послал датский контингент. Сейчас 700 датских солдат воюют в Афганистане, причем большинство – в непростых южных районах.
После утверждения на посту Расмуссен напомнил, что в первую очередь он «политический лидер». И выразил уверенность, что у него будет больше пространства для политического маневра, чем у предшественников. Кроме того, Расмуссен пообещал модернизировать организацию и сделать ее «более эффективной», в том числе за счет лучшей координации между военными и гражданскими операциями. А также указал на Афганистан как пример, где военная сила «не единственный способ достижения мира».
Что касается отношений с Россией, Расмуссен приедет в Москву в октябре – ноябре. Об этом сообщал постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, с которым новый генсек встретится 11 августа.
Сам экс-премьер, говоря о России в интервью газете Midi Libre, заявил, что она «не должна рассматривать НАТО в качестве врага». «НАТО не держит под прицелом Россию», – подчеркнул он.
То, что НАТО и России не обойтись друг без друга, признал в середине июля и Яап де Хооп Схеффер. В интервью эстонской газете Postimees он подчеркнул: «Я всегда говорил, что НАТО не обойтись без России, а России – без НАТО».
«Уходящий генсек НАТО проделал очень серьезную работу, чтобы эта организация потеряла свою слаженность, силу и единение» (фото: Reuters) |
Господин Схеффер также отметил улучшение отношений между Москвой и Брюсселем, несмотря на разногласия, возникшие после конфликта с Грузией и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. «Отношения между НАТО и Россией вновь улучшаются. На политической встрече Совета НАТО – Россия на Корфу мы приняли решение о возобновлении этих отношений. Афганистан, сокращение ядерного вооружения, борьба с наркотиками – у нас длинный список дел, по которым мы можем сотрудничать», – пояснил он.
В свою очередь, Расмуссен считает отношения между НАТО и Россией «действительно сложными» и указывает на необходимость «напряженно работать». При этом он очень хочет, чтобы «улучшение отношений произошло в течение его мандата (как главы НАТО)». «Стратегически нам необходимо более тесное сотрудничество, в частности, в борьбе с терроризмом», – подтвердил новый генсек.
Стоит напомнить, что ближе к концу полномочий Схеффера НАТО занялось сменой имиджа (классический пример имиджевой проблемы в том, что, к примеру, 52% британцев требуют немедленного вывода войск Соединенного Королевства из Афганистана, а ведь Великобритания остается одним из самых крупных поставщиков военной силы в рамках блока). В частности, был создан интернет-телеканал, где крутятся короткометражные ролики с прицелом на молодежную аудиторию. Насколько эффективна такая пиар-кампания и к чему она приведет, стало главной темой на конференции НАТО в начале июля, где обсуждались наметки новой концепции альянса, что обусловлено возникновением новых типов угроз, а также сокращающимися каждый год военными бюджетами в большинстве стран блока.
Что до серьезных разногласий внутри НАТО, основной вопрос – присоединение к блоку Грузии и Украины, на чем настаивают новые члены НАТО и Соединенные Штаты. Западная Европа в большинстве своем выступает против.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко, говоря о развитии отношений между Россией и НАТО при Схеффере, отметила их «волнообразный» характер, что свойственно отношениям Москвы с Западом в целом. По мнению эксперта, чрезмерных всплесков не было, но произошло «несколько неприятных моментов». В частности, во время операции на Кавказе в августе прошлого года. «Альянс занял привычную для себя позицию, консолидировано выступил в осуждении России, но в целом не предпринял каких-либо шагов для того, чтобы практически наказать Россию», – напомнила Евгения Войко газете ВЗГЛЯД.
В то же время эксперт отметила, что минусом для Схеффера (и удачей для России) стала его неспособность консолидировать блок. Трения наблюдались между США, странами Старой и Восточной Европы. «Если страны Западной Европы, прежде всего Германия и Италия, выступали за диалог с Москвой, то страны Восточной Европы всегда однозначно выступали против России. Это, конечно, затронуло такие моменты, как события в Южной Осетии, вступление Украины и Грузии в НАТО. Все это говорит о том, что консолидации в рядах НАТО нет», – сказала Войко.
Что до Схеффера, он старался занимать проамериканскую позицию (этот пост он занял благодаря протекции из Вашингтона), но пытался искать точки соприкосновения с Москвой.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин также отметил, что Схеффер явно ориентировался на Вашингтон. «Уходящий генсек НАТО проделал очень серьезную работу, чтобы эта организация потеряла свою слаженность, силу и единение. Безумное расширение на всем пространстве Европы и востока привело к тому, что НАТО из железного кулака превратилось в расправленную лаву, которую терзают внутренние противоречия», – сказал Владимир Анохин газете ВЗГЛЯД.
Что касается генсека Расмуссена, Анохин не ждет от него ничего нового. «Его предварительные выступления показывают, что он идет в том русле, в каком развивается эта организация», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, Евгения Войко подчеркнула, что для Расмуссена главной задачей на новом посту станет реставрирование образа НАТО в глазах как его участников, так и международной общественности. Но для этого должна быть разработана новая концепция Североатлантического альянса.
«Скорей всего, Расмуссен будет выступать против расширения блока в среднесрочной перспективе, что является позитивным сигналом для Москвы и в то же время негативным сигналом для тех стран, которые стремятся войти в блок, прежде всего, на постсоветском пространстве», – считает эксперт.
Ввиду этого при новом генсеке у России, считает Войко, появляется возможность нормализовать отношения с этой организацией, тем более процесс запущен, и Расмуссен вряд ли будет от него отклоняться. «Может быть, даже в среднесрочной перспективе мы увидим истинное желание Североатлантического альянса пойти на диалог с Москвой, в том числе и для того, чтобы выправить свой имидж защитника стран, которые не пользуются популярностью в мире. Это Грузия, прежде всего, поскольку альянс в прошлом году выступил на стороне Тбилиси, но практической поддержки оказано не было», – подытожила Войко.