Узбекистан выдвигает ряд «принципиальных условий» своего участия в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора коллективной безопасности. «Ташкент, в частности, настаивает на том, что принятие решения на применение подразделений КСОР возможно только на основе консенсуса, а не простым большинством стран – участниц ОДКБ», – цитирует «Интерфакс» высокопоставленного военно-дипломатического источника в Москве.
После кровавого разгона антиправительственной демонстрации в Андижане Каримов был записан Западом в диктаторы, и Ташкент был вынужден вернуться под крыло Москвы
Кроме того, по мнению Ташкента, подразделения КСОР должны направляться в другие государства только в том случае, если это не противоречит национальному законодательству. Настаивает Узбекистан и на запрете привлечения подразделений КСОР для разрешения конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ.
«И еще Узбекистан против временного применения соглашения о КСОР с момента его подписания, настаивая на том, что это возможно лишь после ратификации документа всеми странами – участницами ОДКБ», – уточнил источник.
Напомним, что о создании КСОР члены ОДКБ договорились в феврале этого года, предположив, что данные силы будут использоваться для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма». Силы КСОР будут иметь место постоянной дислокации в России, куда и будут прибывать силы других стран – по батальону от каждой.
«Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса», – заметил по этому поводу президент Дмитрий Медведев.
#{help=253115}Узбекистан тогда подписал документ о развертывании сил быстрого реагирования, но включил в него свое «особое мнение»: Ташкент не собирался участвовать в КСОР на постоянной основе, а хотел лишь делегировать свои подразделения.
Комментируя газете ВЗГЛЯД новые условия Узбекистана, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин отметил: «Если участие в формированиях подобного рода противоречит законодательству Узбекистана, то мне не очень понятно это заявление: чего ж тогда его было подписывать изначально? Что касается механизма принятия решений в рамках ОДКБ, то годится любой механизм, в том числе и консенсусный, но ведь формирование сил постоянной готовности, таких как КСОР, требует быстроты принятия решений. Главное, чтоб этот консенсус был достигнут быстро, иначе особого смысла в подобного рода организации нет».
Стоит отметить, что это не первый демарш Узбекистана в отношениях с РФ. Еще в ноябре 2008 года республика приостановила свое членство в ЕврАзЭС, назвав эту организацию не очень действенной. Позже посол Узбекистана в России Ильхом Неъматов скептически высказался об эффективности функционирования пророссийских региональных организаций в принципе. По его словам, в последнее время проходит много различных встреч стран ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, в «которых принимают участие одни и те же лица и повестки дня которых дублируются».
Существует между Москвой и Ташкентом и «водная проблема»: Россия подписала с Таджикистаном и Киргизией соглашения о строительстве на территории республик гидроэлектростанций, и Узбекистан боится, что это поставит под угрозу его водоснабжение.
Что касается ОДКБ, то в апреле этого года Ташкент отказался от участия во встрече глав МИД стран – членов договора, на которой обсуждались как раз промежуточные итоги договоренностей по созданию КСОР. Слухи о том, что Ташкент может выйти из ОДКБ в принципе, начали циркулировать еще раньше.
Тогда эксперты выразили мнение, что таким образом президент Ислам Каримов демонстрирует заинтересованность в контактах с Западом и показывает, что не считает Москву своим основным внешнеполитическим партнером. Кроме того, Узбекистан активно участвует в борьбе за среднеазиатское лидерство с Казахстаном и Таджикистаном, используя в качестве элемента борьбы отношения с Россией.
Так, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Евгении Войко, демарш Узбекистана в отношении встречи глав МИД ОДКБ – это часть игры Каримова по диверсификации внешних контактов. «Это была попытка показать Москве, что у Ташкента здесь собственная внешнеполитическая линия и что Россия не является приоритетом для его внешней политики. Подобные демарши, внезапные повороты на Запад в среднесрочной перспективе будут иметь место», – заявила Войко газете ВЗГЛЯД.
Таким образом, новые условия, выдвинутые Узбекистаном в четверг по участию в Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, являются лишь продолжением общей внешнеполитической линии Ташкента на отход от сотрудничества с Москвой – такой точки зрения придерживаются эксперты.
«Узбекистан пытается одновременно хорошо работать и с Вашингтоном, и с Кремлем. Узбекистан однажды входил в ОДКБ, потом в 1999-м вышел, потом вошел в ГУАМ, потом – опять в ОДКБ. Он то входит, то выходит, так что я не удивляюсь подобному его поступку. Эти условия дополнительны к тем, чтоб Узбекистану поставляли запчасти и боеприпасы по очень низким ценам, чтоб узбекские военные бесплатно учились в российских вузах», – отметил руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯДа.
«Сегодня Узбекистан в колебательном процессе, и сейчас эта амплитуда колебаний сместилась в сторону дружбы с Западом. Мы знаем, что они разрешили американцам базироваться у себя, и, может быть, эти новые требования связаны с теми условиями, которые выдвинули те же самые американцы», – также считает Жарихин.
Напомним, что по возвращении в ОДКБ в 2005 году и одновременному выходу из «антироссийского» ГУАМ узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Такое предложение явно объяснялось событиями в Андижане: после кровавого разгона антиправительственной демонстрации Каримов был записан Западом в диктаторы, и Ташкент был вынужден вернуться под крыло Москвы. Но потом Андижан Каримову, судя по всему, простили. По крайней мере ЕС снял с Ташкента часть санкций.
Отметим также, что Россия и Армения настаивают, чтобы окончательное соглашение по КСОР было подписано до 14 июня. Всего в ОДКБ семь стран – Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.