Во вторник в Екатеринбурге проходит заседание совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Во встрече участвуют главы России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана (полноправные члены ШОС), а также президенты Ирана и Пакистана, премьер-министр Индии и спецпредставитель президента Монголии (официальные наблюдатели).
Включать в ШОС больше некого – вступление Индии без Пакистана заблокирует Китай, а такие страны, как Афганистан, вообще не нужны организации
Примечательным событием стал приезд в Екатеринбург избранного на второй президентский срок в Иране Махмуда Ахмадинежада, чье появление оставалось под вопросом до утра вторника. Иранская оппозиция с прошлой субботы проводит в Тегеране массовые акции протеста, требуя повторных выборов. Тем не менее глава исполнительной власти Исламской республики радикально пересматривать свои планы не стал и отсрочил визит всего на сутки.
Уже известно, что по итогам переговоров лидеры подпишут несколько совместных документов, главный из которых – Екатеринбургская декларация. При этом Белоруссия и Шри-Ланка получат статус партнера по диалогу ШОС, что, по мнению дипломатов, «подтвердит открытость организации и укрепит ее возможности».
Минск ранее неоднократно изъявлял желание стать членом ШОС, равно как Пакистан, Монголия и Иран. Причем именно желание последнего по факту остановило расширение организации.
«Когда вы строите такую организацию, как ШОС, которая, в частности, обладает некими параметрами коллективной безопасности, включать туда кого-то с проблемами, как у Ирана, опасно», – пояснил в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Общеизвестно, что у Монголии нет никаких конфликтов с соседями, она не предоставляет ни для кого угрозы. Совсем другое дело – Иран, грозящий уничтожением Израилю и активно развивающий ядерную программу. При этом Тегеран подал заявку раньше, и прием Монголии Исламскую республику явно обидит.
«Говорить о включении этого партнера в ШОС было бы, мягко говоря, бессмысленно. Ситуация в Пакистане также не дает оснований для оптимизма», – добавил эксперт.
«Собственно, включать в ШОС больше и некого – вступление Индии без Пакистана заблокирует Китай, а такие страны, как Афганистан, вообще не нужны организации. «Поэтому вопрос о расширении ШОС является лишь теоретическим», – заключает Сатановский.
Тем не менее вопрос расширения организации всё-таки был поднят на саммите благодаря Душанбе. «Вопрос расширения ШОС требует углубленной оценки как положительных, так и отрицательных последствий такого шага. Предлагаю обсудить этот вопрос на следующем саммите, чтобы к десятилетию ШОС выйти на принятие ожидаемых общественностью и нашими партнерами решений», – заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон, пояснив, что расширение ШОС будет способствовать укреплению авторитета организации.
«Выступая за расширение ШОС, мы исходим из того, что наряду со сплоченностью и взаимной поддержкой этот шаг будет демонстрировать повышение значимости и влияния ШОС на международной арене», – заключил он.
В свою очередь президент России Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета глав государств – членов ШОС, заявил о необходимости «укрепления сплоченности Шанхайской организации сотрудничества». По его словам, сообщает ИТАР-ТАСС, все страны организации «вынуждены сегодня учитывать непростую ситуацию в мире». Но Медведев уверен, что «в результате совместной работы мы сможем преодолеть все проблемы, с которыми сталкиваются сегодня все наши страны». При этом он назвал нынешний саммит кульминацией председательствования России в ШОС.
Говоря же об экономической ситуации в мире, президент заявил, что в ШОС обсуждается возможность увеличения доли расчетов в национальных валютах. «Укреплять международную валютную систему необходимо не только за счет доллара, но и создания резервных валют, а в перспективе – наднациональных средств и форм расчетов», – сказал он.
Стоит отметить, что с Рахмоном Медведев с этим спорить не стал, напротив, призвал как можно скорее разработать документы, регламентирующие присоединение к организации новых членов. «Такая работа уже ведется, поручение уже дано, и нам необходимо подготовить соответствующую процедурную рамку того, как будет осуществляться соответствующая деятельность. Мы этот вопрос обсуждали и в этом мы едины», - цитирует его слова РИА «Новости».
При этом президент России уточнил, что «работа в ШОС останется одним из ключевых приоритетов российской внешней политики». И поздравил «своего коллегу, президента Узбекистана» с тем, что функции председательства уже во вторник переходят к Ташкенту.
В ШОС сейчас активно создаются механизмы для преодоления финансового и экономического кризисов. «Российская сторона предложила провести в рамках ШОС специальную встречу с участием экспертов, представителей банковского сообщества», – пояснил Медведев, добавив, что эта идея «перекликается с предложением Китая о встрече с участием министров финансов и глав центробанков».
Также он отметил «близость позиций стран ШОС, а значит, и близость ответов на существующие трудности».
«На них надо реагировать системным образом, в том числе с подключением других международных организаций», – уверен Медведев.
Действительно, за счет внутренних ресурсов стран – членов ШОС борьба с кризисом может оказаться более эффективной, нежели единоличные действия. Взявший слово глава КНР Ху Цзиньтао пообещал выделить странам ШОС кредит в 10 млрд долларов «для поддержки финансовой стабильности».
Наконец, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, поддержав тезисы Медведева, предложил начать работу по созданию единой расчетной единицы ШОС, которая «могла бы использоваться в торгово-экономических расчетах между странами ШОС, потому что национальная валюта в роли региональной или резервной мировой – это давно исчерпавшая себя отжившая схемы».
Подробности новой схемы должны выработать финансово-экономические министерства стран – членов ШОС.