Перспективы сотрудничества США и России по противоракетной обороне (ПРО) «несколько улучшились» на фоне опасений Москвы в связи с увеличивающейся угрозой со стороны Ирана, заявил во вторник министр обороны США Роберт Гейтс.
Путин показал мне карту, подготовленную его спецслужбами. Я посоветовал ему создать новую службу безопасности
В своем выступлении перед комитетом сената США по бюджетным ассигнованиям глава Пентагона сослался на встречу с премьер-министром России Владимиром Путиным, на которой они обсуждали вопросы ПРО. О времени и месте состоявшейся встречи Гейтс не сообщил, но отметил, что Путин тогда занимал пост президента России.
По словам Гейтса, Путин «отверг мысль о том, что Иран до 2020 года сможет создать ракету, которую способна будет долететь до Западной Европы и большей части территории России». «После этого он показал мне карту, подготовленную сотрудниками российских спецслужб. Я посоветовал ему создать новую службу безопасности», – заявил глава Пентагона.
«Факт в том, что русские вернулись к нам и признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана, они признали, что ошибались на этот счет. Я надеюсь, что мы можем опираться на это», – цитирует министра обороны США РИА «Новости».
При этом Гейтс добавил, что он не раз лично убеждал руководителей России в том, что система ПРО США создается не для противодействия стратегическим силам РФ. «Мы выступили с рядом предложений относительно того, как мы можем быть партнерами, – сказал он. – Я думаю, что для этого все еще есть возможности, например, использовать радары в России, создать там центры по обмену данными».
«Возможно, на июльском саммите президентов в Москве будут сделаны какие-то шаги, направленные на то, чтобы русские стали нашими партнерами, равно как и партнерами Польши и Чехии, в продвижении вперед по пути создания третьего позиционного района ПРО», – цитирует Гейтса ИТАР-ТАСС. По его словам, вопросы их размещения в России значатся в качестве возможных опций, обсуждение которых ведется в настоящее время.
Напомним, Россия не раз предлагала Соединенным Штатам отказаться от размещения ПРО в Европе, предлагая свое участие по этому вопросу. В ответ, как писала газета ВЗГЛЯД, заместитель госсекретаря США Роуз Гетемюллер в мае заявила, что Вашингтон не отвергает предложения Москвы о совместном использовании РЛС в азербайджанской Габале в качестве альтернативы развертыванию ПРО в Чехии и Польше.
«Из моих разговоров с российскими партнерами я понимаю, что это предложение остается в силе. Думаю, США должны рассмотреть это предложение», – отметила она. Так что заявление Гейтса в июне неожиданностью не стало. Оно наоборот оказалось логическим продолжением второго раунда российско-американских консультаций по договору СНВ, подписанному между двумя странами в 1991 году. Он прошел в первых числах июня в Женеве, и американская сторона назвала консультации продуктивными.
Напомним, к 2013 году Вашингтон планирует разместить элементы своей противоракетной обороны на территории Польши и Чехии. В качестве главной причины называется необходимость защиты от ядерного нападения со стороны Ирана. Россия выступает против этой системы, так как видит в ней угрозу для своей национальной безопасности. До недавнего времени стороны оставались при своих мнениях.
Отметим, что Барак Обама, будучи в статусе избранного президента, заявлял, что спонсирование этого проекта продолжится, если «он докажет свою боеспособность». Позднее прозвучало мнение, что вопрос ПРО будет связан с Ираном. То есть если Россия согласится на более жесткие санкции в отношении Тегерана, для защиты от ракет которого и развертывается система, то проблема ПРО «теоретически» может отпасть сама собой.
На это президент России Дмитрий Медведев заявил, что разменов не будет. Позднее Обама с правомерностью такой формулировки согласился.
Что касается возможного ответа Москвы в случае появления противоракет в Польше и радара в Чехии, Россия обещала разместить в Калининградской области тактические ракетные комплексы «Искандер». При этом после избрания Обамы президентом данный тезис был временно отложен в сторону – для уточнения позиций.
Очевидно, что последнее заявление Гейтса свидетельствует о том, что позиции эти уточнены, и в выгодном для России свете. Гейтс, во всяком случае, заявил сенату США, что расходы на строительство базы противоракет в Польше и переброску под Прагу радара, который сейчас эксплуатируется на атолле Кваджалейн, в проект бюджета не включены.