На Смоленской площади подчеркивают, что последние заявления японской стороны, ставящие под сомнение принадлежность Южного Сахалина, а также Курильских островов, неприемлемы и наносят существенный ущерб двусторонним отношениям.
Это был бы совершенно невероятный сценарий. Россия даже никаких переговоров вести на эту тему не будет
«Совершенно очевидно, что такие заявления не способствуют совместной конструктивной работе по развитию российско-японского сотрудничества и наносят существенный ущерб общей позитивной атмосфере двусторонних отношений, доверию и добрососедству, без которых невозможно рассчитывать на урегулирование сложных вопросов, имеющихся в двусторонних отношениях, включая и проблематику мирного договора», – заявил официальный представитель МИДа Андрей Нестеренко.
Напомним, что 27 февраля правительство Японии в ответе на запрос одного из депутатов японского парламента о том, не равнозначна ли поездка премьер-министра Таро Асо в Южно-Сахалинск признанию принадлежности Южного Сахалина России, отметило, что вопрос о принадлежности этой территории «окончательно не определен».
Кроме того, в правительстве указали, что вояж Асо, как и учреждение генконсульства Японии в Южно-Сахалинске, «не оказывают влияния на вопрос о юридическом статусе Южного Сахалина». При этом, правда, кабинет министров оговорился, что после подписания Сан-францисского мирного договора в 1951 году Япония неправомочна давать разъяснения по поводу того, кому принадлежит эта территория.
Нестеренко в свою очередь напомнил, что Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав «нашей страны на законных основаниях, в соответствии с решениями союзных держав 1945 года, и являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации».
«Это объективная реальность, сложившаяся по итогам Второй мировой войны и имеющая под собой прочную международно-правовую основу. Поэтому любые попытки ставить упомянутую реальность под сомнение, какими бы оговорками они ни сопровождались, являются неприемлемыми», – передает слова дипломата «Интерфакс».
Напомним, что по итогам поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904–1905 годов и подписания Портсмутского мирного договора Япония получила Южный Сахалин (остров был разделен на Северный и Южный по 50-й параллели). Но в результате победы над Японией уже в ходе Второй мировой в состав СССР была включена вся территория острова Сахалин и все Курильские острова.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключен мирный договор между Японией и США, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. СССР, впрочем, в этом договоре не участвовал.
По мнению Нестеренко, содержащиеся в ответе японского правительства «невнятные и двусмысленные ремарки выглядят тем более странно, что эта российская территория прочно вошла в число ключевых районов тесной российско-японской кооперации, в том числе в такой стратегически важной сфере, как энергетика». «Об этом свидетельствует успешный ход реализации сахалинских нефтегазовых проектов, в том числе открытие 18 февраля на Сахалине завода по производству сжиженного природного газа», – отметил
дипломат.
Как известно, на церемонии открытия завода присутствовал премьер-министр Японии Таро Асо, прибывший на Сахалин по приглашению президента России Дмитрия Медведева, и «между ними состоялась весьма содержательная и результативная российско-японская встреча на высшем уровне».
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев считает, что активизация российско-японского экономического сотрудничества как раз и сподвигла Токио на очередные спекуляции по поводу спорных территорий.
«С их стороны существует стремление сначала заявить проблему, а потом свои претензии расширить. Как раз на последней встрече между Медведевым и Асо при открытии завода по производству сжиженного газа эта тема поднималась. Причем в том контексте, что активизация экономического сотрудничества подразумевает с нашей стороны ряд уступок. Я не исключаю варианта, что в дальнейшем японское правительство пойдет на сознательное ограничение экономического сотрудничества с целью давления на Москву», – отметил эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
По словам Минаева, поведение Асо также связано с тем, что в последние месяцы рейтинг премьера неуклонно идет вниз. «Ввиду слабой внутриполитической позиции Асо важно заручиться поддержкой населения. Агрессивная внешнеполитическая риторика направлена на повышение популярности внутри страны – проброс в сферу националистического электората», – добавляет Минаев.
Что касается уступок Москвы в отношении Южного Сахалина, то эксперт считает их практически невозможными. «Это был бы совершенно невероятный сценарий. Россия даже никаких переговоров вести на эту тему не будет, это было бы слишком большим ударом по стране», – заключает он.