Госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая в эти дни совершает свое первое заграничное турне в новой должности, еще раз предупредила мировое сообщество о возможной смене власти в КНДР.
Еще недавно народ Северной Кореи не знал младшего сына Ким Чен Ира ни в лицо, ни по фотографиям
То, что северокорейский лидер Ким Чен Ир может покинуть свой пост, сообщается в течение последних нескольких лет в связке с заявлениями о его проблемах с сердечной мышцей и диабетом. Однако «любимый руководитель» по-прежнему руководит своей «страной чучхе», угрожает соседям и пугает мировое сообщество.
В четверг же Клинтон сообщила, что США и их союзники в Азии готовятся к возможной смене правящего режима в КНДР. Как уточняет FOX News, это заявление она сделала на борту своего самолета, который вылетел из Индонезии в Южную Корею. «Ситуация с северокорейским руководством в целом остается несколько неясной», – сказала Клинтон.
По ее словам, трудность в диалоге со «сталинистским режимом» Ким Чен Ира, который якобы в прошлом году пережил апоплексический удар, связана в том числе и с неясностями в вопросе с возможным преемником. Сейчас новая американская администрация во главе с Бараком Обамой изучает несколько сценариев, по которым в Пхеньяне пройдет передача власти.
«Если там преемственность – даже если это мирная преемственность, – вы знаете, это создает еще больше неопределенности», – посетовала госсекретарь. Вся эта ситуация, по ее словам, создает условия «для еще большей концентрации власти». При этом Клинтон «боится потратить много времени», чтобы узнать от южных корейцев и китайцев последнюю информацию о процессах в самой закрытой стране мира, благо «у них есть много источников, которыми они могут с нами поделиться».
Отметим, что остановка американского госсекретаря в Сеуле станет третей по счету в ее недельном зарубежном турне по азиатским столицам. По совпадению, именно в эти дни отношения между двумя Кореями – Северной и Южной – накалились до предела. Пхеньян недавно приостановил выполнение всех заключенных ранее соглашений с Сеулом и пригрозил испытать баллистическую ракету дальнего радиуса действия.
Клинтон со своей стороны назвала возможный пуск «серьезной озабоченностью» и попросила у южнокорейских лидеров не отвечать на воинственную риторику.
Одна из главных задач Клинтон в этой поездке – придать новый импульс международным шестисторонним переговорам по ядерной программе КНДР. В октябре 2006 года Пхеньян провел ядерное испытание низкообогащенной плутониевой бомбы. Предполагается, что в арсенале у Ким Чен Ира остается от 6 до 10 подобных зарядов. С 2002 года США, со ссылкой на разведывательные источники, намекают, что Пхеньян развивает программу для получения высокообогащенного урана.
На контрасте с предыдущей республиканской администрацией Клинтон за время поездки неоднократно успела усомниться в том, что такая программа вообще существует. В этой связи она призывала сосредоточиться на том, чтобы не допустить в КНДР процесса переработки плутония, так как это поможет северокорейскому государству войти в ранг ядерной державы.
Отвечая же на вопрос по поводу недавних сообщений южнокорейских СМИ о существовании у КНДР подземных мощностей по переработке урана недалеко от Йонбена (атомный научный центр), Клинтон признала это поводом для озабоченности, но предложила сфокусироваться на том, чего Пхеньян успел добиться. Поэтому, убеждена она, и нужно оживить шестисторонние переговоры, чтобы создать полноценное соглашение, которое поможет прояснить ситуацию до конца. Точку в этом вопросе, по мнению США, должны поставить международные инспекторы.
В Сеуле госпожа Клинтон также обсудит вопросы по поводу пребывания в регионе 37 тыс. американских военных. После чего посетит Китай.
Что касается преемственности власти в КНДР, о которой упомянула Клинтон, слухи о том, что Ким Чен Ир выбрал в наследники своего младшего сына – 25-летнего Ким Чен Уна, получили развитие.
В четверг южнокорейское агентство «Йонхап» сообщило, что отпрыск «любимого руководителя» начал политическую карьеру, зарегистрировавшись кандидатом на парламентских выборах, которые пройдут в начале марта. Мандат ему обеспечен, потому что от каждого избирательного округа выдвигается только один кандидат. Теоретически, после этого он может быть назван официальным преемником Ким Чен Ира и получить назначения на высокие посты в армии и в Трудовой партии Кореи.
Стоит отметить, что, получив европейское образование, юный Ким по возвращению на родину не занимал никакого поста. Более того, еще не так давно народ Северной Кореи не знал его ни в лицо, ни по фотографиям.