Во вторник правительство Судана и представители «Движения за справедливость и равенство» – одной из самых радикальных группировок мятежников страны – подписали «декларацию о добрых намерениях».
Судан не станет стабильным государством до тех пор, пока не будет достигнуто равноправие между центром и периферией
Как отмечает BBC, многие в Судане надеются, что этот договор даст старт переговорам о заключении перемирия в суданской области Дарфур. Также стороны договорились обмениваться пленными, а повстанцы пообещали не нападать на лагеря беженцев.
Тем не менее, другие повстанческие группировки все еще отказываются вести диалог с правительством страны. И это означает, что до мирного урегулирования еще очень далеко.
За время конфликта, по приблизительным оценкам, погибли более двухсот тысяч человек, а более двух миллионов покинули свои дома. Смешанные миротворческие силы, куда входят миротворцы Африканского союза и ООН, сейчас размещены в Судане лишь частично. Более того, все предыдущие переговоры о мирном урегулировании конфликта провалились.
Как отмечает The New York Times, непрекращающиеся стычки в Южном Судане усиливают страхи, что хрупкое перемирие, достигнутое в 2005 году, рухнет и столкновения между местными жителями дойдут до крайних пределов.
Международное сообщество уделяет отдельное внимание Дарфуру и Южному Судану. Но эксперты уверены, что решение обеих ситуаций надо искать в централизованном правительстве в Хартуме, которое исторически поддерживало контроль по всему периметру страны по принципу «разделяй и властвуй». Также существует огромное недовольство преследуемой в Судане политикой США (одни из главных участников миротворческого процесса), однако аналитики соглашаются, что любая эффективная политика должна включать в себя внутриполитические интересы самого Судана в центре страны и на периферии.
Судан – самая большая страна в Африке, приблизительно схожая по размерам с Западной Европой. С момента получения независимости в 1956 году там не прекращается гражданская война. Изначально конфликт возник между северными и южными районами. Юг, в частности, был недоволен своей изоляцией и недостатком в развитии по сравнению с северными землями.
Благодаря военному везению Омар аль-Башир пришел к власти в 1989 году, а его партия «Национальный конгресс» (NCP) спровоцировала исламскую революцию, в результате которой укрепились центры и интересы крупного бизнеса в сельских районах. В ответ группы из периферийных частей страны Судана ввязались в конфликт с центральным правительством.
Согласно оценке Международной кризисной группы, жители нецентральных земель чувствуют себя отодвинутыми на задний план. А правительство лишь эксплуатирует местные ресурсы. Ситуацию подогревали разные религиозные и культурные верования исторически разделенных популяций. Местные племена и этнические группы бесконечно нападают друг на друга ради кратковременной выгоды.
Правительство утверждает, что периферийные районы на юге были недоразвитыми из-за долгой гражданской войны. Известный эксперт по Судану Алекс де Вааль уверен, что корень понимания проблемы лежит в «политическом рынке», на котором провинциальные лидеры сотрудничают с Хартумом на основе цены за их лояльность центру.
Каждые новые переговоры с правительством они начинают с жалоб о нападках на экономические и людские активы со стороны столичных элит. Например, группа может атаковать торговые или армейские посты для привлечения внимания и потребовать от правительства принять ее условия. Обычно Хартум отвечает актами насилия, утверждает де Вааль, и после этого две стороны или успокаиваются, или насилие приобретает еще более жесткие формы.
Сейчас конфликты не утихают сразу в нескольких районах страны.
В феврале 2003 года повстанцы из западного Дарфура потребовали равного представительства в правительстве и модернизации инфраструктуры в регионе. В ответ центральные власти послали вооруженных боевиков-арабов, более известных как джанджавид (janjaweed), которые атаковали деревни повстанческих групп.
Постоянные стычки в Южном Судане усиливают страхи, что хрупкое перемирие, достигнутое в 2005 году, рухнет и столкновения дойдут до крайних пределов
В результате насилия миллионы людей бежали в другие районы страны, а более двухсот тысяч погибли. Мирное соглашение от 2006 года себя изжило, и международные миротворцы не в состоянии остановить насилие.
Другая горячая точка – Южный Судан. Там, по грубым оценкам, залегает до 85% нефти страны. Южный Судан сначала боролся за независимость с 1955 года по 1972-й, а потом с 1983-го по 2005 год. При второй попытке войну вела Народно-освободительная партия Судана (SPLA), которая, согласно Всеобъемлющему мирному соглашению, достигла политической легитимности в 2005 году и стала известна как Народно-освободительное движение Судана. Согласно этому же документу, богатый нефтью регион получил шестилетнюю автономию и намерен провести референдум по отделению от Судана. Однако нарушение условий мирного договора между сторонами конфликта привело к новой вспышке насилия в 2008 году, и наблюдатели ждут новых стычек.
Другая проблемная территория – Южный Кордофан, который был создан тем же Всеобъемлющим соглашением в 2005 году. Этот регион простирается между севером и югом. Местность благодаря плодородной земле пригодна для развития сельского хозяйства. Тем не менее, это один из беднейших районов Судана. За время войны между севером и югом Южный Кордофан был зоной стратегических боев. Несмотря на то, что существовало специальное соглашение касательно этого региона, им пренебрегли, что и привело к беспорядкам.
Еще одна зона боев – Восточный Судан. Столкновения начались на северо-востоке страны в 2005 году между повстанческим «Восточным фронтом» и правительственными войсками. Мятежников поддерживала Народно-освободительная партия Судана и боевики из Дарфура. В октябре 2006 года с Хартумом было подписано соглашение о разделении власти, но сообщалось, что условия договора выполняются очень медленно.
Эксперты сходятся во мнении, что Судан не станет стабильным государством до тех пор, пока не будет достигнуто равноправие между центром и периферией. Еще есть много разногласий в оценках по поводу того, помогло ли Всеобъемлющее мирное соглашение.
Одна часть документа была заключена как двустороннее соглашение между северной правящей партией «Национальный конгресс» и политическими силами с юга, что исключает участие других конфликтующих сторон, таких как Дарфур и Восточный Судан. Правительство намеренно не хотело подключать к документу все стороны.
Тем не менее, переговорщики с юга уверены, что этот документ – «панацея для других проблем в Судане».
Всеобъемлющим мирным соглашением предусмотрено проведение в стране выборов до середины 2009 года. Эта мера направлена на замещение чиновников победившими на выборах. Выборы коснутся губернаторов, региональных парламентов, президентов Северного и Южного Судана, Национальной ассамблеи в Хартуме и парламента Южного Судана. Но выборам должна предшествовать перепись населения Судана. Согласно договору, одна должна была пройти с июля 2007 года до первой четверти 2009 года. Но пока не обнародованы даже ее предварительные результаты.
Также соглашением предписываются дотации юга за счет денег от продажи нефти. Этим занимаются фонды развития, которые инвестируют деньги в затронутые конфликтом зоны. Согласно данным Мирового банка, правительственные транши регионам увеличились с 8% в 2000 году до 35% в 2007-м.
В соглашении также есть пункт о разделении влияния на территориях. Для этого должна быть создана Национальная земляная комиссия, которая будет наделять многочисленные легальные режимы правом землевладения.
Эксперты уверены, что решение этого вопроса на периферии поможет уладить земляные споры, особенно в Дарфуре. Но чтобы проложить верный путь к мирному урегулированию, международное посредничество должно сосредоточиться на решении проблем «всего Судана», а не отдельного кризиса в Дарфуре.
Россия также заинтересована в мирном урегулировании конфликта в Дарфуре. В декабре прошлого года Дмитрий Медведев назначил Михаила Маргелова своим специальным представителем по Судану.
Маргелов будет совмещать эту должность с работой на посту председателя комитета Совета федерации по международным делам.
Недавно на встрече в верхней палате парламента суданские парламентарии заявили, что рассчитывают на более активное участие России в экономической и гуманитарной жизни Судана. Это должно стать воротами России в Африку, и суданские власти готовы дать льготы российским компаниям в нефтяном и железнодорожном секторах.