«Отношения между Россией и Украиной зашли в тупик», − безапелляционно заявила во вторник кандидат в президенты Украины Инна Богословская. По ее словам, товарооборот между двумя государствами за время «оранжевых» сократился вдвое, а отношения в гуманитарной сфере точнее всего характеризует слово «коллапс».
Мы обожаем Украину. Украина – часть нашего сердца, часть нашей души, но сейчас это бесконечная Сорочинская ярмарка
При этом политики «старой формации», претендующие на самый высокий пост братской державы, по уверениям Богословской, не имеют «ясных представлений» о том, как навести мосты между Киевом и Москвой. Поэтому украинцам надо «искать новых лидеров». Впрочем, от условно «пророссийского» кандидата в президенты, главными соперниками которой как раз и являются флагманы «старой формации» Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, других слов ждать и не приходится.
Директор Центра социальных исследований Андрей Ермолаев также не в восторге от нынешнего руководства своей страны и уверен, что именно оно стало причиной заметного отдаления Москвы от Киева. По его словам, объявленная «оранжевой» властью политика «прагматизации» отношений Украины с Россией обернулась «распиливанием» денег. А попытки украинской власти разобраться в общей для двух народов истории привели к появлению «ревности украинцев и россиян к прошлому» при отсутствии «определенных планов на будущее».
Российские эксперты, впрочем, убеждены, что все обозначенные украинскими коллегами проблемы − лишь частные результаты более глобального процесса.
«Главной проблемой является то, что нынешнее руководство Украины не занимается проблемами собственного государства, а преследует задачу отдаления Украины от России», − высказал свое мнение на этот счет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Понятие «прагматизация» к отношениям Киева и Москвы, считает политолог, неприменимо в принципе. Поскольку все попытки Москвы «добавить экономики» в российско-украинскую политику Киев всегда стремится отложить на более поздний срок. Более того, пытаясь «насолить» заклятой подруге, украинское руководство готово действовать даже в ущерб себе. По словам Симонова, это наглядно демонстрируют братания Виктора Ющенко с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, которым не мешает даже то, что Тбилиси является прямым конкурентом Киева на рынке газопроводных услуг.
Представитель Общественной палаты Максим Шевченко, в свою очередь, заметил, что украинская власть никак не может решить, на что должно быть похоже «оранжевое» государство и как его надо позиционировать. Из-за этого все диалоги с Киевом становятся бессмысленны и утомительны. «Мы обожаем Украину. Украина − часть нашего сердца, часть нашей души, но сейчас это бесконечная Сорочинская ярмарка, с которой утомительно иметь дело», − считает Максим Шевченко.
При этом гендиректор Фонда эффективной политики (ФЭП) Кирилл Танаев предложил украинским руководителям задуматься над тем, кому сейчас вообще нужна Украина. Евросоюз однозначно заявил, что в ближайшие годы не собирается расширять свои границы. А Россия уже начала потихоньку создавать отечественные предприятия там, где всегда пользовалась услугами украинских партнеров. Более того, Москва активно продвигается в совместных проектах с Астаной и Минском, в которых Киеву «места нет». Так что новой украинской власти «придется создавать базовую платформу» отношений с Россией.
Правда, Инна Богословская призвала оба государства замахиваться сразу на глобальные проекты. По ее словам, «и новую Россию, и новую Украину» ждут три вызова: продовольственный кризис, энергетический кризис и кризис безопасности. Ответить на них, считает Богословская, можно, только объединив усилия.
В частности, кандидат в президенты считает, что Украине на ближайшие 15−16 лет надо взять статус нейтральной державы и совместно с Россией убедить Европу, что надо отходить от концепции «североатлантической безопасности», выстраивая схемы обеспечения безопасности континентальной.
Продовольственный кризис Богословская предлагает России встречать в компании Казахстана и Украины. Сейчас втроем они обеспечивают 30% мирового экспорта зерна, а создав зерновой ОПЭК, смогут не только эффективнее завоевывать зерновые рынки, но и выйти в лидеры по поставкам муки. Ну а для противостояния энергетическим угрозам Богословская призывает подписать Большой энергетический договор между Россией, Украиной и крупнейшими европейскими транзитерами газа.
Отечественным экспертам, впрочем, обрисованные перспективы кажутся сомнительными. «Мы не собираемся учить Украину, но Украина должна предъявить какое-то государство, которое будет вести переговоры. А до тех пор говорить об общих проектах невозможно», − объяснил Константин Симонов.
По словам эксперта, нагляднее всего верность данного постулата демонстрируют российско-украинские газовые перипетии. «О каком большом энергетическом договоре можно говорить, если даже малый не прожил и года?!» − возмутился Симонов.