У России и Таджикистана нет нерешенных проблем, зато есть огромные перспективы для сотрудничества. Такой официальный вывод сделали президенты двух стран по итогам состоявшихся в четверг переговоров.
Мы рассматривали два вопроса: либо продолжение базы в нынешнем режиме, либо на платной основе
Хотя еще накануне своего первого госвизита в Россию Эмомали Рахмон критиковал темпы реализации совместных проектов, а Москва демонстрировала недовольство желанием Душанбе потеснить российское военное присутствие на таджикской территории, по итогам встречи главы двух государств демонстрировали оптимизм.
«Символическое значение этого визита заключается в том, что такого рода визиты проходят, если между государствами существуют развитые близкие, а в данной ситуации дружеские, партнерские, союзнические отношения. Главное, что мы засвидетельствовали определенный уровень развития российско-таджикских отношений, и этот уровень нас полностью устраивает», − сообщил Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции.
В частности, президент России заверил, что стороны договорились продолжить работу по подготовке и впоследствии созданию ГЭС малой мощности на внутренних реках, разработке и совместном использовании газовых месторождений и военно-техническом сотрудничестве.
Рахмон, в свою очередь, сообщил, что за последнее время отношения двух стран наконец удалось «сбалансировать» и что Россия осталась для его государства «одной из основ» внешней политики. «Это наш осознанный, долгосрочный стратегический выбор», − поклялся он.
Как отмечается в подписанном по итогам встречи совместном заявлении, стороны, в частности, договорились поручить правительствам разработать программу экономического сотрудничества двух государств до 2012 года, начать взаимодействие в вопросе регулирования трудовой миграции и выступили за изучение русского языка в Таджикистане и таджикского – в России.
К слову, отвечая на вопрос относительно дальнейшей судьбы русского языка в свете принятого недавно в республике закона, Рахмон заверил, что его статус как языка межнационального общения останется неизменным.
«Никто не собирается пересматривать его, государственная политика Таджикистана направлена на расширение и улучшение изучения и преподавания русского языка. Мы ясно отдаем себе отчет в том, что на протяжении десятков лет русский язык для нас был и остается окном в науку, средством общения с внешним миром, и растрата этого капитала была бы в ущерб себе», − подчеркнул он.
Два президента также выступили за скорейшее подписание соглашения «о взаимодействии при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны» и намерены и впредь сотрудничать в военной сфере во благо национальной и региональной безопасности, сообщает ИТАР-ТАСС.
Между тем ясности в вопросе дальнейшей судьбы российской военной базы, расположенной на территории республики, так и не прибавилось.
По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, никаких сложностей с дальнейшей дислокацией в республике российских военных пока нет − они продолжат находиться там на прежних условиях вплоть до 2014 года. Что же касается перспектив последующего продления договора, то они пока слишком туманны.
«Мы рассматривали два вопроса: либо продолжение базы в том режиме, в котором она сейчас существует, либо на платной основе. О цифрах говорить еще рано. Мы еще не понимаем, как их подсчитывать», − пояснил министр. С другой стороны, рассказал Сердюков, Москва и Душанбе сейчас готовят некий большой проект поставки российских вооружений и боеприпасов в Таджикистан.
Во время переговоров два лидера также обсудили международные вопросы и, как сообщил Медведев, договорились «расширить многостороннее взаимодействие».
«В ноябре пройдет саммит ЕврАзЭС в Минске, на котором мы должны принять ряд принципиальных решений по таможенному сотрудничеству. Мы договорились наращивать взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества и рассматриваем этот механизм как действенный механизм обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии», − пояснил он.
Главы двух государств также высказались в пользу нормализации обстановки и координацию усилий в Афганистане и одобрили проведение «рациональной реформы ООН в целях повышения ее авторитета и эффективности».
Наконец, как сообщил глава Минэнерго России Сергей Шматко, стороны урегулировали проблему таджикской задолженности в 30 млн долларов за электроэнергию, поставленную Сангтудинской ГЭС.
«До последних дней существовали определенные разногласия и определенные проблемы в урегулировании накопленной задолженности за поставленную электроэнергию со стороны национальной компании Таджикистана перед Сангтудинской станцией. Но во время переговоров были приняты все решения, связанные с подписанием необходимых документов, с формированием графика погашения», − сказал Шматко, добавив, что «российскую сторону это полностью устраивает».