В понедельник Россия и НАТО возобновили обмен мнениями по вопросам международной безопасности, а также аспектам двустороннего сотрудничества. В неформальной обстановке в штаб-квартире альянса в Брюсселе постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин переговорил с 26 послами стран – членов Североатлантического договора. Об этом РИА «Новости» сообщил сотрудник российского постпредства при НАТО.
С отдельными странами НАТО у России хорошие отношения, но когда они собираются вместе, как пацаны в соседнем дворе, то они уже представляют угрозу
На последующей пресс-конференции Рогозин заявил, что вопрос восстановления сотрудничества между Россией и НАТО будет рассмотрен 6 февраля на встрече вице-премьера России Сергея Иванова и генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера в Мюнхене.
Договоренность о сегодняшней встрече Рогозина появилась еще в середине декабря прошлого года, когда Схеффер получил мандат на неформальное возобновление контактов с российскими представителями.
После декабрьского разговора со Схеффером Рогозин не исключал, что за несколько месяцев Россия и НАТО выйдут «на приемлемые параметры сотрудничества». Многое здесь, по его словам, зависит от готовности самого альянса «понять те ошибки, которые были допущены при кавказской трагедии».
Отношения между Россией и НАТО обострились после начатых Грузией 8 августа прошлого года военных действий в Южной Осетии. Россия для защиты своих миротворцев и жителей республики ввела в регион войска, отразив грузинскую агрессию, а затем признала независимость Сухума и Цхинвала.
Североатлантический альянс обвинил Россию в непропорциональном применении силы и приостановил заседания Совета Россия – НАТО на всех уровнях. В ответ Москва заморозила несколько совместных проектов: отказалась участвовать в программе «Партнерство ради мира», перестала взаимодействовать в сфере миротворческого сотрудничества и пресекла работу информационного бюро НАТО в Москве, а также отказалась от визита генсека альянса в Москву. Кроме того, были отменены все совместные учения и заход кораблей НАТО в российские порты.
Однако Россия не свернула работу групп Совета Россия – НАТО по контролю за обычными вооружениями и сотрудничеству в воздушном пространстве. Также продолжается сотрудничество с НАТО по Афганистану.
О стартующих неформальных переговорах с НАТО Дмитрий Рогозин подробно рассказал в интервью «Российской газете».
Он обещал обсудить тему событий августа 2008 года в Южной Осетии: «Этого быть не должно, потому что этого не должно быть никогда. Как они могут что-то обсуждать после того, что президент Грузии Михаил Саакашвили натворил в августе в Южной Осетии».
Также, по его словам, с отдельными странами НАТО у России хорошие отношения, но «когда они собираются вместе, то есть как пацаны в соседнем дворе, то они уже представляют угрозу». «Поэтому мы и хотим, чтобы эти пацаны без нас не собирались. Мы хотим, чтобы с этими парнями у нас был постоянный, пусть и сложный, диалог», – сказал постпред.
Чтобы нормализовать отношения, НАТО, по словам Рогозина, должно отказаться от военного планирования, в том числе и ядерного, против России, стать «настоящим партнером» и учитывать мнение Москвы, регулярно приглашать Россию обсуждать темы международной безопасности.
«НАТО провозглашает политику открытых дверей и говорит об этом на всех углах. Но если это политика открытых дверей, то почему ни разу Россия не получила приглашения в состав НАТО?» – задается вопросом постпред.
Настойчивость Москвы услышали в Польше. Североатлантический альянс «устал от расширения» и в данный момент «не желает» принимать Грузию и Украину в свои ряды, считает министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, один из претендентов на должность нового генсека НАТО.
«У НАТО сейчас нет желания принимать Украину и Грузию в альянс. Сейчас есть только желание поддерживать их на пути к самореформированию. Но я уверен, что все наши институты – и ЕС, и НАТО – сейчас устали от расширения», – сказал Сикорский британской газете Daily Telegraph.
Сикорский подчеркнул, что вступление в альянс для Грузии и Украины – «весьма отдаленная перспектива». По его мнению, расширение НАТО осложняется последствиями разразившегося в мире финансового и экономического кризиса. «Всегда тяжело расширяться в период рецессии», – отметил дипломат.