Грузия больше не готова ждать и требует от Брюсселя немедленного принятия в ряды Североатлантического альянса. Причем минуя период действия ПДЧ. В противном случае, обещает Саакашвили, НАТО не поздоровится.
Запад волнует реакция России на расширение альянса, но внутренняя политическая ситуация на Украине его волнует гораздо больше
«Нам немедленно нужно членство, а не План действий для членства (ПДЧ) в НАТО, не переходный период. Если НАТО продемонстрирует слабость, как было в Бухаресте, останется угроза всем странам, в том числе странам НАТО», - цитирует «Интерфакс» его заявление, озвученное литовскому национальному телевидению.
Однако в самом Брюсселе требование Тбилиси вряд ли будет услышано. Представители альянса периодически подтверждают представителям Грузии и Украины, что планы НАТО по расширению остаются в силе. Но лишь в том смысле, что на декабрьском саммите Тбилиси и Киев имеют шанс на получение ПДЧ. То есть на стандартную схему. Без исключений.
«На саммите в Бухаресте всеми государствами - членами НАТО было четко зафиксировано, что Украина и Грузия будут членами союза. Бесспорно, что следующая ступень - это План действий по членству в НАТО. Это еще не членство в НАТО, но путь по направлению к нему», - подтвердила на днях свою позицию канцлер Германии Ангела Меркель.
Берлину вторит Париж, голосовавший на саммите НАТО в апреле против ускорения вступления Грузии и Украины в альянс. «Франция и сегодня придерживается той же позиции. Грузия и Украина, как и любая другая страна, имеют право вступить в Североатлантический альянс. Но сейчас не стоит подливать масла в огонь, скорее, его надо потушить», - заявил в четверг глава МИД Франции Бернар Кушнер.
То, что менять условия приема специально под Грузию или торопить события в целом альянс не намерен, накануне ясно дал понять и министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд. Глава Форин-офиса подчеркнул, что на декабрьском саммите министры иностранных дел альянса «имеют право дать оценку готовности Украины и Грузии получить План действий относительно членства в НАТО», но не более того.
«О жестких временных сроках по ускорению принятия такого решения сейчас речь не идет», - отрезал он.
Официальный Киев, желающий спрятаться «под зонтик» НАТО не менее страстно, чем Тбилиси, подобный ответ не удовлетворил, но, судя по всему, подарил надежду.
Как заявил заместитель министра иностранных дел Украины Константин Елисеев, Киеву необходимо присоединиться к альянсу в самое ближайшее время, дабы получить «гарантии безопасности».
«До тех пор, пока мы не являемся членами альянса, вопросы нашей национальной безопасности и территориальной целостности будут только предметом политических дискуссий. Нам нужны реальные конкретные гарантии», - убежден он.
При этом в Киеве искренне полагают, что своей военной акцией Грузия приблизила дату официального приглашения Украины в альянс. В то же время Елисеев подчеркнул, что и самому украинскому государству необходимо прикладывать усилия, дабы вступить в НАТО как можно скорей.
«Это будет зависеть от того, как нам удастся в ближайшее время выполнить обязательства, которые мы взяли в контексте обеспечения политической стабильности, проведения экономических реформ, реформ в сфере обороны, в сфере безопасности и других», - подчеркнул он.
Как бы там ни было, наблюдатели скептически смотрят на атлантические перспективы Украины. По крайней мере, пока у власти остается Виктор Ющенко. Как полагает директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Кость Бондаренко, которого цитирует агентство ЗИК, Запад, конечно, волнует реакция России на расширение альянса, но внутренняя политическая ситуация на Украине его волнует гораздо больше.
«Пока Ющенко будет президентом, Украине ничего не светит в интеграционных процессах, так как он является главным дестабилизирующим элементом в государстве. То, какие отношения у его секретариата с правительством, а также разные необдуманные заявления, которые он делает во внешней политике, приведут только к тому, что Ющенко перестанут воспринимать всерьез и не будут смотреть на него как на надежду демократии в Восточной Европе», - отметил украинский политолог.