Тбилиси хочет поскорее выйти из Содружества Независимых Государств (СНГ). Но для этого необходимы несколько процедур. Накануне МИД Грузии сообщил Исполкому СНГ о решениях парламента от 14 августа о выходе Грузии из трех соглашений СНГ и о выходе из Содружества.
О выходе Грузии из СНГ заявил президент страны Михаил Саакашвили на митинге в центре Тбилиси 12 августа
После отправки соответствующей ноты в Грузии утверждают, что таким образом сняты все обязательства насчет членства страны в СНГ. В заявлении МИД сказано, «что в то же время, в соответствии с Венской конвенцией 1969 года «О договорном праве», для Грузии остаются в силе все международные многосторонние соглашения в рамках СНГ и принятые соответствующими органами СНГ все те соглашения, по которым Грузия выразила согласие об обязательном признании».
О выходе Грузии из СНГ заявил президент страны Михаил Саакашвили на митинге в центре Тбилиси 12 августа. «Мы окончательно покидаем СНГ и предлагаем другим странам покинуть это объединение, которым управляет Россия», – заявил Михаил Саакашвили. Он также предложил последовать за Грузией Украине. Но Киев пока не отреагировал на это предложение.
Вопрос о выходе из СНГ Грузия поднимала неоднократно, но всякий раз это заканчивалось ничем. Грузия последней присоединилась к СНГ в марте 1994 года, а в декабре 1997 года парламент страны сформировал комиссию по рассмотрению вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания страны в Содружестве. Были и другие многочисленные попытки. Однако на этот раз события развиваются стремительно и страна действительно покидает объединение.
Через два дня после заявления Михаила Саакашвили грузинский парламент единогласно принял решение о выходе Грузии из трех соглашений в рамках СНГ – из Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, из принятого 22 января 1993 года главами стран СНГ устава Содружества и подписанного 24 сентября 1993 года Договора о создании Экономического союза СНГ.
15 августа председатель парламента Давид Бакрадзе заявил, что у Грузии в политическом плане нет обязательств перед СНГ, но не исключается, что страна останется членом некоторых тематических соглашений в рамках Содружества. По его словам, «в СНГ существует немало соглашений, в том числе тематических, которые не имеют ничего общего с политикой». Господин Бакрадзе не исключил, что Грузия «сохранит участие в соглашении в рамках СНГ о безвизовом перемещении граждан в пространстве Содружества».
Процедура выхода из СНГ регулируется статьей девятой Устава СНГ. О желании выйти из организации необходимо уведомить Исполком СНГ за 12 месяцев. При этом обязательства, возникшие в период членства государства в Содружестве, сохраняются до их полного выполнения.
В России к планам Тбилиси отнеслись негативно. Замглавы МИД России Григорий Карасин назвал это безответственным поступком, который продиктован стремлением Саакашвили сохранить свое политическое будущее.
С не менее жесткими заявлениями выступил официальный представитель Смоленской площади Андрей Нестеренко, который заявил, что это будет иметь последствия для грузинского народа. Дипломат пояснил, что в рамках СНГ работают взаимовыгодные экономические, хозяйственные, гуманитарные и другие межгосударственные связи.
По словам представителя МИДа, «импульсивность и безответственность нынешнего грузинского руководства наглядно проявилась в недавних трагических событиях в Южной Осетии».
Против выхода Грузии из СНГ высказалась и Белоруссия. Представитель комитета по внешним связям и обороне парламента Белоруссии Николай Чергинец заявил, что Грузия практически не участвовала в работе Содружества, «а если и участвовала, то номинально». «Фактически Грузия только демонстрировала свой флаг в СНГ… Для нас уже давно становилось ясным, что в СНГ это (Грузия) отрезанный ломоть», – констатировал он.
После решения Тбилиси встал вопрос о том, а не ослабит ли это Объединенную систему ПВО. Глава российской военной делегации генерал-лейтенант Олег Балаян на заседании Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров СНГ заверил, что это не скажется на деятельности Объединенной системы ПВО Содружества.
«Мы никогда не надеялись, что Грузия возьмет на себя функции в сфере ПВО на южном направлении», – отметил он.
Господин Балаян утверждает, что Россия и ее союзники «обладают достаточным вооружением для того, чтобы наказать любого агрессора».
В свою очередь представитель секретариата Совета министров обороны СНГ Сергей Булкин отметил, что «события в Грузии на нашу повседневную деятельность, на несение боевого дежурства в рамках объединенной системы никак не повлияли».