Американская социологическая компания Pew Research опубликовала исследование, согласно которому Интернет приобретает все большее значение как инструмент борьбы за Овальный кабинет Белого дома. Однако по-настоящему профессионально этот инструмент использует только Барак Обама.
Для распространения предвыборных роликов штаб Обамы использовал принципы вирусной рекламы
В частности, сторонники сенатора от Иллинойса, уже обеспечившего себе выдвижение в президенты США от Демократической партии, проявляют в сети гораздо большую активность, нежели электорат его соперника от республиканцев – Джона Маккейна. Так, около 65% «обамцев» используют Интернет для получения информации о предвыборной гонке. Среди тех, кто предпочитает Маккейна, таковых всего 56%.
На сегодняшний день чернокожий сенатор опережает своего визави и по качеству, и по объемам пропагандистских материалов в сети. Его официальный сайт, по мнению многих экспертов, стал настоящим образцом предвыборного Интернет-ресурса.
Данный сайт, имеющий уже около 70 тыс. зарегистрированных пользователей, был создан одним из авторов технологии Web 2.0 программистом Крисом Хьюзом (он же разработал популярнейшую социальную сеть Facebook*, которая является прообразом российского ресурса Вконтакте. Следуя последним тенденциям электронных СМИ, команда Хьюза снабдила ресурс ссылками на 16 крупнейших в США социальных сетей, среди которых MySpace, Flickr, LinkedIn, а также разместила на нем чат, систему онлайн-пожертвований и Интернет-магазин с символикой кандидата.
Официальный сетевой ресурс Джона Маккейна намного скромнее и выдержан в строгих консервативных традициях (в общем, как и положено республиканцам). По сути, он представляет собой обычную Интернет-визитку кандидата с последними новостями о его кампании.
Обама, в свою очередь, сайтом не ограничился, постаравшись использовать возможности всемирной паутины наиболее полно. В частности, немало шума наделали его предвыборные ролики на крупнейшем в мире видеохостинге YouТube, среди которых так называемая «Obama Girl» и клип солиста группы Black Eyed Pees музыканта Will.i.am, обыгрывающий знаменитую речь Обамы «Yes We Can». Для распространения этих роликов штаб Обамы использовал принципы вирусной рекламы, что позволило достичь показателя в несколько миллионов просмотров.
Перфекционизмом эти старания назвать нельзя: по данным Pew Research, не менее 30% взрослых американцев используют Интернет, чтобы получать информацию о предвыборной гонке, недоступную на телевидении и в печатных СМИ (к примеру, полные записи политических дебатов, заявления предвыборных штабов, тексты произнесенных кандидатами речей и так далее).
Более того, каждый десятый американец, достигший возраста избирателя, проявляет политическую активность в сетях MySpace или Facebook: пользователи добавляют в список «друзей» странички предвыборных кампаний, обсуждают перипетии гонки или берут на себя труд добровольных агитаторов «против» или «за».
По сравнению с предвыборной кампанией 2004 года заметно выросло количество политических роликов и на YouТube. Только за сезон последних праймериз 34% избирателей посмотрели хотя бы один политический ролик. За время всей предвыборной кампании 2004 года политическое видео в Интернете осилили не более 13% американцев.
Увеличилась роль предвыборных сайтов и в сборе средств на кампанию. Шесть процентов взрослых американцев сделали пожертвования в фонды кандидатов именно через Интернет. В 2004 году количество таких доноров составляло не более двух процентов от числа избирателей, передает ABC News.
Понимая роль Интернета в политическом пиаре, Маккейн также активизирует свою деятельность в данной сфере: проводит Интернет-конференции с блогерами и даже шутит, что ищет себе вице-президента через Google. Однако наблюдатели отмечают, что 71-летнему ветерану Вьетнама с молодым и современным Обамой в сфере высоких технологий конкурировать тяжело.
По мнению сетевого публициста Максима Кононенко, для предвыборной кампании в США Интернет имеет весьма серьезное значение, так как Америка обладает одним из самых высоких показателей вовлеченности населения во всемирную паутину.
«В России же телевизор обладает куда большим электоральным значением. С другой стороны, в будущем телевидение и Интернет будут неизбежно сливаться друг с другом, образуя единую среду для передачи информации. И вот эта среда, не сейчас, конечно, а лет через 10, будет куда влиятельнее, чем любые другие виды СМИ», – заявил Кононенко газете ВЗГЛЯД.
Подобного мнения придерживается и известный блогер Самсон Шоладеми, создавший, к слову, в русскоязычном сегменте «Живого Журнала» коммьюнити сторонников сенатора от Иллинойса. «Барак Обама стал первым кандидатом в президенты США, который отвел Интернету в своей избирательной кампании столь существенную роль. Как известно, значительную часть пользователей сети составляет молодежь, а именно она составляет немалую часть сторонников Обамы», – пояснил Шоладеми корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
«Чернокожий кандидат создал вокруг себя настоящий бум популярности, который даже называют обамаманией, такого, наверное, не было со времен Джона Кеннеди. Интернет помог Обаме, в том числе, собрать значительные пожертвования, причем, в отличие от крупных спонсорских денег Хиллари Клинтон, эти пожертвования зачастую состояли из совсем незначительных сумм – до сотни долларов», – добавил блогер.
Как бы там ни было, Максим Кононенко подчеркивает, что имиджевые победы Обамы не будут иметь решающего значения при определении будущего президента США. «В Америке люди голосуют на президентских выборах очень прагматично и расчетливо. Им гораздо важнее, что будет с экономикой, с налогами и ценами на недвижимость, чем то, насколько выигрышно выглядит кандидат в своем предвыборном ролике», – уверен публицист.
Генеральный директор Интернет-телеканала Russia.ru Алексей Жарич также уверен, что кампания Барака Обамы стала настоящим торжеством Интернет-технологий помноженных на звезд шоу-бизнеса. «Это и мегахиты на YouTube, и насыщенный «фишками» сайт. Именно в Интернете Барак Обама вчистую переиграл Хиллари Клинтон (про Маккейна и говорить нечего), что, скорее всего, и стало важной составляющей его общей победы на праймериз», – заявил Жарич корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
В России же, по словам Жарича, ситуация несколько иная. «К сожалению, Интернет-технологии хоть и оказывают существенное влияние, пока не воспринимаются игроками рынка настолько серьезно, насколько они того заслуживают, – подчеркнул эксперт. – Здесь несколько причин, среди которых – пока еще недостаточное распространение высокоскоростного Интернета (мы все знаем, какие высокие расценки до сих пор сохраняются в регионах страны) и некая закостенелость политтехнологий».
Однако Жарич отметил и несколько вполне успешных российских проектов подобного рода: в частности, ролик «Хороший, хороший, хороший» о Владимире Путине, который во время думской кампании прошлого года посмотрели полмиллиона пользователей, и Интернет-проект «За Путина!», где каждый пользователь сети мог оставить свою подпись в поддержку президента.
«Однако предстоит еще много работы, чтобы Интернет-технологии заняли положенное им место в инструментарии политтехнологов и партий. Надеюсь, курс на модернизацию и современность, взятый задающей тренды политической силой – «Единой Россией» сможет изменить эту ситуацию, – резюмировал Жарич.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ