Бывший президент Польши Александр Квасьневский предложил свой сценарий эволюции Североатлантического альянса. Он призвал подумать в будущем над приглашением в этот военный блок России.
Когда заходит речь о расширении блока, то в основном говорят о политических вопросах, не упоминая экономический аспект
С этим заявлением господин Квасьневский выступил в Вашингтоне, где читает курс лекций. Он признает, что Москва не говорила о желании присоединиться к альянсу, однако, по его словам, «следует подумать о членстве России в НАТО».
Свою позицию он аргументировал тем, что НАТО должна улучшать свои показатели в деле коллективной безопасности. При этом следует охватывать не только Атлантические государства. Кроме России, Квасьневский «пригласил» в НАТО Японию, Австралию и Южную Корею.
Говоря о России, экс-президент Польши отметил, что сейчас Москва стремится защищать свои стратегические интересы за счет высоких цен на нефть. Он не сомневается, что Кремль и впредь намерен проводить такую политику.
«Россия использует свою позицию, чтобы удержать Украину и Грузию вдали от Европейского союза и НАТО настолько долго, насколько это будет возможно. И далее будет (Москва) играть картой Косова и Приднестровья», – заявил господин Квасьневский с трибуны политологического института Bipartisan Policy Center.
Но рано или поздно, по его прогнозу, внешнеполитический вектор Москвы изменится, и «Россия поймет, что ее место в Европе».
О том, что Россия, в принципе, может пополнить ряды альянса, еще весной 2000 года в ранге исполняющего обязанности президента говорил Владимир Путин.
Сенсационное заявление он сделал в интервью британской BBC. Тогда же он поставил главное условие для подобного сценария – НАТО должна считаться с интересами России.
Назвав Россию частью Европы и цивилизованного мира, он признался, что с трудом представляет себе «НАТО в качестве врага».
Эти заявления подняли в стране мощную волну высказываний и аналитических заключений. В итоге через два дня Путин окончательно прояснил позицию Москвы. Он сказал, что его выступление не было импровизацией.
Речь идет о предлагаемом альянсу своеобразном тесте: если «нас там не ждут», тогда у России есть моральные основания не допускать приближения Североатлантического альянса к своим границам. При этом Путин обратился к опыту Сталина, который предлагал подобный шаг, но получил отказ от НАТО.
Однако зимой 2001 года президент исключил всякую возможность вступления России в НАТО. Об этом заявил тогдашний генсек НАТО Джордж Робертсон.
Он передал слова Путина о том, что предложение Москвы изменить сотрудничество с блоком с формата «19 +1» (тогда в НАТО было19 членов), на «20» – не попытка России войти в НАТО с черного хода. Робертсон добавил, что президент России исключил «возможность вступления РФ в НАТО с парадного входа».
Тем не менее идея о присоединении России к НАТО полностью не исчезла. Поэтому в 2005 году Путин снова высказался на эту тему. В интервью словацким СМИ он заявил, что сейчас этот вопрос не стоит в повестке дня.
Президент пояснил, что «вступление в договор подобного рода – в военно-политический договор – означает отказ от части суверенитета и, безусловно, означает ограничения в принятии политических решений».
«Для чего России это нужно? Для того чтобы обеспечить свою внешнюю безопасность? На сегодняшний день и экономическое состояние страны, и оборонный потенциал являются такими, которые гарантирует нам безопасность извне. Поэтому Россия в этом не нуждается», – говорил Путин.
В том же интервью он добавил, что Россия собирается «развивать отношения с партнерами, в том числе с НАТО».
Но эти отношения сильно испортились в свете последних событий, когда Грузия и Украина попросились в НАТО, а альянс обещал рассмотреть их заявку на саммите в Бухаресте в начале апреля.
Москва выступила против вхождения в военный блок бывших советских республик. Первые лица страны неоднократно объясняли, чем может обернуться такой сценарий.
В итоге Тбилиси и Киев так и не получили План действий по членству в НАТО, который автоматически запускает процедуру вхождения в альянс. Это решение заблокировали сразу несколько стран, среди которых Германия и Франция. Тем не менее генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер пообещал, что две эти республики рано или поздно получат приглашение.
В декабре этого года запланирована встреча стран – членов НАТО на уровне министров, где этот вопрос планируют обсудить.
Саммит в Бухаресте ознаменовался присутствием на нем Владимира Путина, что стало беспрецедентным событием. Поэтому огромное внимание было приковано к последнему дню саммита, когда прошел Совет Россия – НАТО. Яап де Хооп Схеффер перед этим попросил Россию воздержаться от жесткой риторики.
СМИ много писали о том, что альянс сделал всё возможное с целью не дать выступить Владимиру Путину публично. Однако президент появился на итоговой пресс-конференции, на которой первоначально должен был выступить министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Он не только высказался по всем насущным вопросам, но также рассказал, что без России НАТО не сможет решить те задачи, которые стоят перед блоком (проблема нераспространения ядерного оружия и военная операция в Афганистане).
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок напомнил, что Россия трижды пыталась вступить в НАТО. Но сейчас, по его мнению, говорить об этом бессмысленно, потому что ни НАТО, ни Евросоюзу до сих пор не удается «переварить страны Прибалтики».
Эксперт отмечает, что вступление в альянс не выгодно России, потому что она сейчас второй экспортер вооружений в мире. Вступление в блок вынуждает переходить на военные стандарты НАТО.
Также господин Цыганок отметил, что когда заходит речь о расширении блока, то в основном говорят о политических вопросах, не упоминая экономический аспект. «Почти никто не говорит об экономике», – подчеркнул Анатолий Цыганок в интервью газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил, что в отношении Украины также упоминались российские вооружения. Альянс допускает, чтобы у Киева осталось 25% российского оружия. И если даже Москве предложат сохранить 75% своих вооружений – «это тоже не вариант».