Сейчас Грузии вновь грозят политические штормы. Оппозиция пригрозила властям народным восстанием и судебными процессами, если те сфальсифицируют итоги голосования, благо эти выборы рассматриваются как второй тур состоявшихся 5 января президентских.
Окруашвили осознал, что был членом криминальной группировки, но не захотел дальше являться таковым
Но на этот раз оппозиционеры обещают не допустить извращения окончательных результатов. Однако надежды на западных наблюдателей мало, только на собственные ресурсы. Так, один из лидеров объединенной оппозиции, экс-госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, с сожалением сообщил, что признание западными странами победы Михаила Саакашвили вызвало в грузинском обществе разочарование в прежних идеалах: «Я вырос на передачах «Голоса Америки*». Для меня США отождествлялись с идеалами свободы, защиты прав человека, демократии. А 5 января все разрушилось в одночасье. Это был холодный душ. Я понял, что Грузия для американцев – ничто, у них свои интересы, а мы для них люди второго сорта».
Сейчас оппозиция мобилизует своих активистов. «Мы идем не на выборы, а на войну», – говорят ее лидеры. Однако выиграть пропагандистский «фронт» практически невозможно. Две ведущие телекомпании, «Рустави-2» и «Мзе», находятся под контролем властей. Возвращение «Имеди» в эфир отложено на неопределенный срок. Причины называют разные, но очевидно, что властям объективное общенациональное телевидение не на руку.
Сейчас правящая партия испытывает затруднения даже с формированием партийного списка. Если выиграть мажоритарные округа, особенно в регионах, еще можно, задействовав административный ресурс, то сражаться на равных с оппозицией по пропорциональной системе Саакашвили и его Единому национальному движению непросто.
«Лица» этой партии за четыре года основательно себя дискредитировали в глазах общества. В итоге Саакашвили объявил «партийный призыв». Фактически приказывают идти в депутаты бизнесменам. Кроме того, власти уговаривают поддержать свой список и деятелей культуры. Например, голос легендарного «Мимино» – Вахтанга Кикабидзе – слышен за кадром в предвыборных агитках националов.
Но и это не решение проблемы. По данным газеты «Резонанси», на днях Саакашвили в гневе разорвал предложенный ему на утверждение предварительный список кандидатов в депутаты Единого национального движения. Президенту не понравились предложенные кандидатуры, и «он долго кричал от негодования», пишет издание со ссылкой на информированные источники.
По данным экспертов, правящая партия планирует провести по списку в парламент от 30 до 40 своих представителей. Известно только, что этот список возглавит председатель парламента Нино Бурджанадзе. Саакашвили уже отправил в структуры исполнительной власти депутатов, которые вызывали в обществе отчуждение. Так, Георгий Бокерия стал заместителем министра иностранных дел, Давид Киркитадзе – одним из губернаторов.
Соперники Саакашвили, в свою очередь, настроены серьезно. Глава Объединенной оппозиции Грузии депутат Леван Гачечиладзе в понедельник заявил следующее: «Мы хотим попасть в парламент так, чтобы сформировать конституционное большинство, и первым же нашим шагом станет отмена президентского института. Как только Саакашвили уйдет из политики, уйду и я. Саакашвили должен понять: пока он не уйдет из политики, Грузия обречена на кризис».
Кстати, согласно данным опроса 552 респондентов, которые опубликовал в понедельник авторитетный грузинский еженедельник «Квирис палитра», именно Гачечиладзе как политик пользуется сейчас наибольшим доверием общества. По 9-балльной шкале Гачечиладзе набрал 6,99.
На втором месте другой лидер оппозиции, еще один бывший кандидат в президенты – председатель парламентской фракции «Новых правых» Давид Гамкрелидзе (5,84). Саакашвили только третий – с 5,22 балла. Четвертый в списке – лидер оппозиционной Республиканской партии Давид Усупашвили (5,15). Замыкает пятерку известный тележурналист («Имеди»), а ныне глава христиан-демократов Георгий Таргамадзе (5,14).
Гачечиладзе горд, что смог сохранить единство оппозиции. Ее совет после президентских выборов покинули только республиканцы. Их место заняли «правые».
В Грузии заметно ожидание перемен. «Время перемен» – это предвыборный лозунг христиан-демократов. Общество (особенно это чувствуется в Тбилиси и в других крупных городах) устало от агрессивной политики националов.
События осени прошлого года показали, что страха перед правителями уже нет. «Криминальная группировка» во главе с президентом Михаилом Саакашвили, которая находится сейчас в Грузии у власти, «обязательно окажется на скамье подсудимых», заявил в понедельник Георгий Хаиндрава.
«Должно состояться следствие в отношение всех тех, включая меня, кто находился во власти в последние годы. А кто в итоге предстанет перед судом, покажет время», – сказал он.
Хаиндрава отметил, что подобной позиции придерживается и Ираклий Окруашвили, бывший генпрокурор, министр внутренних дел, обороны и экономического развития, который сейчас дожидается в Париже решения местного суда по вопросу экстрадиции .
«Окруашвили осознал, что был членом криминальной группировки, но не захотел дальше являться таковым. Он пережил трансформацию», – пояснил Хаиндрава. А говоря о предстоящих выборах в парламент, бывший госминистр не исключил народного восстания в случае фальсификации итогов голосования.
С приближением даты выборов градус политических баталий неизменно будет увеличиваться. Грузинское общество политически активно. Только 9 из 800 респондентов, опрошенных тбилисской газетой «Резонанс», не собираются приходить на избирательные участки 21 мая.
Впрочем, по данным этого опроса, Единое национальное движение лидирует. За правящую партию отдаст свои голоса 171 респондент (21,37%), за Объединенную оппозицию – 136 (17%).
Однако 32,37% опрошенных пока не определились, за кого голосовать. И это, судя по всему, ресурс оппозиции.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента