Только 30% российских дорог соответствуют нормам. К 2015 году количество качественных магистралей обещают увеличить до 50%. Об этом на сегодняшнем правительственном часе депутатам рассказал министр транспорта Игорь Левитин.
Транспортники обещают проложить 2 тыс. км скоростных магистралей и параллельно заняться
«Уровень развития дорог отстает от уровня автомобилизации», – общаясь с законодателями, посетовал сегодня исполнитель. По его словам, уже 29% магистралей федерального значения работают «в режиме перегрузки».
«Особенно тяжелая ситуация сложилась в московском транспортном узле», – вздохнул министр.
Как объяснил Игорь Левитин, в столице перегружены 60% дорог. 80% магистралей и развязок, особенно в центре города, «исчерпали свою пропускную способность». При этом Первопрестольной не хватает 350–400 км улиц.
«Это приводит к снижению скорости движения, росту числа ДТП», – прокомментировал Левитин. По его словам, «другие областные центры» в автомобильном вопросе идут по столичному пути. И разрубить этот гордиев узел в ближайшее время не представляется возможным. Так что водителям лучше привыкнуть к вечным пробкам.
Впрочем, попытки решить проблему в Белокаменной, пока она окончательно не остановилась, все же предпринимаются. В частности, в министерстве подготовили «комплексную программу развития московского транспортного узла, где Москва и область представлены как единый транспортный комплекс». Теперь соратники Левитина будут добиваться того, чтобы созданный ими план был признан отдельной подпрограммой.
Кроме того, облегчить жизнь столичных автолюбителей должно появление нового объездного пути для транзитников, в обход Москвы. Эта трасса пройдет через Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду и Питер. Правда, «формирование» данного «коридора» начнется не раньше, чем через два года.
В это же время транспортники обещают проложить 2 тыс. км скоростных магистралей и параллельно заняться сельскими дорогами. По словам руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, сейчас порядка 40 тыс. сел и деревень, где живут больше 2 млн россиян, не связаны с внешним миром шоссе «с твердым покрытием». То есть, там вынуждены ездить по грунтовкам.
С 2010 по 2015 год транспортники намерены проложить асфальтовые «ветки» от основных магистралей к 2,3 тыс. поселков. И в дальнейшем, пообещал Белозеров, энные суммы бюджетных денег будут «целевым образом» направляться на строительство сельских дорог.
Помимо асфальтовых транспортники планируют вплотную заняться водными магистралями. Пока на «полную катушку» используется только 25% внутренних водных «тропинок». К 2015 году «ограничительная пропускная способность» рек и каналов должна снизиться с 75% до 14%.
«По сути, 100 тыс. км внутренних водных путей у нас будет обеспечено хорошей пропускной способностью», – уверил Игорь Левитин. Бороздить водные просторы будут 100 новых судов.
По обещаниям чиновников, проще станет не только плавать, но и летать. По словам Левитина, авиаторы уже перевезли 45 млн пассажиров и через 7 лет надеются «выйти на 65 млн». При этом, сейчас российская авиация страдает от «огромнейшего дефицита парка». С 2010 по 2015 год транспортники обещают купить 688 новых самолетов.
Правда, хотя министр вспомнил 5 машин, которые предлагает наша промышленность (Супер-Джет, Ту-104, ТУ-214, ИЛ-96 и ИЛ-96-400), новые самолеты, в основном, будут заграничного производства.
«У нас другого пути нет. Есть путь, который не считаем справедливым, – запустить иностранные компании на внутренние перевозки. Мы пока не идем по такому пути», – рассказал Игорь Левитин.
По словам министра, в 14 регионах авиация «является основным видом транспорта и единственным круглогодичным». Однако количество аэропортов в этих областях постоянно уменьшается. И за последние 16 лет оно сократилось с 1,3 тыс. до 330 единиц.
Будут ли строить новые аэродромы, пока неизвестно. А вот облагораживать старые точно начнут. К 2010 году будут закончены все строительные работы в «визитной карточке страны» – аэропорту «Шереметьево». «Это будет аэропорт, который будет пропускать 25 млн пассажиров», – пообещал Левитин.
Как рассказал чиновник, в течение 15 лет на содержание «Шереметьева» из бюджета не выделялось ни рубля. Зато некоторое время назад в сторону аэропорта пошли внебюджетные вливания. За два последних года частные компании вложили в главный аэродром России 1 млрд долларов. Сейчас там заканчивается строительство третьего терминала. В июне с Савеловского вокзала в «Шереметьево» пустят электричку. В течение 7 лет на аэродроме появится новая взлетно-посадочная полоса.
Еще одну полосу построят в аэропорту «Домодедово», а «Внуково» получит две дополнительные полосы. Всего же транспортники хотят модернизировать 116 из 350 существующих в стране взлетно-посадочных полос. Обновление коснется и «Шереметьева-1». Там будет построен новый терминал на 5 млн пассажиров в год и закончена реконструкция первой полосы.
О железных дорогах чиновники тоже не забывают. По словам Игоря Левитина, сейчас на 30% железнодорожных линий существуют «лимитирующие участки». Если «рельсовая» инфраструктура будет развиваться теми же темпами, что и сейчас, к 2015 году «таких ограничений может быть до 50%».
При этом на реализацию программы по развитию железных дорог транспортникам не хватает 1,4 трлн рублей. Посему профильное министерство предложило правительству ввести «инвестиционную составляющую» или попросту повысить тариф на грузоперевозки по рельсам.
Цены на железнодорожные билеты, видимо, тоже будут поднимать параллельно росту стоимости металла. «Перевод транспортных систем на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций», – резюмировал Игорь Левитин. Правда, основные надежды его коллеги возлагают не на бюджетные ресурсы, а на частных спонсоров, которые обеспечат «приток инвестиций в отрасль».