Министерство иностранных дел Российской Федерации в четверг направило Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств официальную ноту, в которой сообщается, что Россия «в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями Решения Совета глав государств СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 19 января 1996 года.
После признания Косово Россия должна была чем-то успокоить «мятежников на территории Грузии
Главы государств СНГ тогда, спустя два с небольшим года после завершения войны в Абхазии, поддержали Грузию и ввели санкции против абхазских сепаратистов. Сначала санкции работали, фактически обрекая абхазов на бедственное положение.
Но с годами Абхазия научилась выживать. Да, не работает аэропорт в Сухуми. Да, идущие в Абхазию суда могут попасться грузинским пограничникам.
Зато пересекать сухопутную границу с Россией год от года становилось все легче. Абхазы принимали российское гражданство.
Москва не могла этого не замечать и не помогать соотечественникам. Тем более что с приближением Сочинской Олимпиады экономические санкции против Абхазии могут только мешать реализации проектов по проведению Игр.
В сообщении МИДа России говорится, что решение 1996 года принималось «на фоне острого противостояния сторон в грузино-абхазском конфликте, продолжавшегося после кровопролитной войны 1992–1993 годов.
В то время его целью было побудить Абхазию занять более гибкую позицию, прежде всего, по вопросу о возвращении беженцев и временно перемещенных лиц. Сегодня ситуация кардинально изменилась. В Гальский район Абхазии вернулось большинство проживавших там ранее беженцев грузинской национальности.
Дальнейшее продвижение этого процесса тормозится отказом Грузии от порядка их регистрации, который был предложен Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев».
Кроме того, российское внешнеполитическое ведомство отмечает, что «абхазская сторона выполняет свои обязательства по основным договоренностям в этой сфере. Она готова к практическим шагам по укреплению доверия и безопасности в зоне конфликта.
На этом фоне грузинская сторона не проявляет аналогичного конструктивного подхода к выполнению ранее достигнутых договоренностей. Более того, она фактически подрывает переговорный процесс, разместив в верхней части Кодорского ущелья Абхазии подотчетную Тбилиси административную структуру».
«На этом фоне сохранение запретов, установленных указанным Решением, полностью утрачивает свой смысл, препятствует реализации в регионе социально-экономических программ, обрекает народ Абхазии на неоправданные лишения. Отмена санкций в отношении Абхазии идет в общем русле устоявшегося в международной практике принципа постепенного смягчения и отмены принудительных мер в случае выполнения их адресатами соответствующих требований международного сообщества. В пользу этого высказывалась и Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, а ее рекомендации были поддержаны Советом Безопасности ООН», – констатирует МИД РФ.
В ноте МИДа России также содержится предложение государствам – участникам Содружества предпринять аналогичные шаги и выйти из режима ограничений в отношении Абхазии.
В Грузии российское решение восприняли нервно. Председатель комиссии парламента по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия сказал газете ВЗГЛЯД, что решение России «нелегитимно», так как договор от 1996 года был многосторонним, и отказаться от него можно только в рамках СНГ. Впрочем, вряд ли это замечание учтет Москва.
С другой стороны, Шота Малашхия видит причины, побудившие Россию на такой шаг. Он считает, что после признания Косова Россия должна была чем-то успокоить «мятежников на территории Грузии», которых отказывается признавать мировое сообщество. Вот почему Россия заявила о прекращении блокады Абхазии.
А глава МИДа непризнанной Республики Абхазия Сергей Шамба сказал, что «лучше бы первой Грузия сняла блокаду. Вот это было бы реальным подтверждением того, что Тбилиси хочет восстановить доверие Сухуми». «Санкции все равно были абсурдными», – заявил он.
Однако следует ожидать, что решение России может вызвать новый кризис российско-грузинских отношений. «Следует вновь вернуться к вопросу выхода Грузии из СНГ, которое просто для нас уже ничего не значит и не делает, а Россия в СНГ играет первую скрипку», – заявил газете ВЗГЛЯД представитель грузинской парламентской оппозиции, пожелавший сохранить инкогнито.
«Это – поощрение сепаратизма и оказание помощи не косвенно, а напрямую. Подобные действия России вызывают крайнюю обеспокоенность», – заявил заместитель председателя комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Николоз Руруа.