В понедельник Совет безопасности ООН принял третью по счету резолюцию, ужесточающую экономические санкции против Ирана. Таков ответ мирового сообщества на отказ Тегерана выполнять требования предыдущих резолюций и нежелание замораживать свою ядерную программу по обогащению урана.
Решение СБ, как и резолюции 1737 и 1747 (предыдущие резолюции по Ирану), не предусматривает возможности каких бы то ни было силовых действий
Также Совбез учел недавний доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с претензиями к Ирану. Ожидалось, что санкции примут 1 марта, но совещание перенесли на начало недели.
От имени соавторов резолюции выступил представитель Франции Жан-Пьер Лакруа. Он заявил, что принятое решение сигнализирует о тревоге в мире, который разделяет озабоченность Совбеза. Резолюция принята 14 голосами за при одном воздержавшемся – Индонезия (назвала санкции несвоевременными).
То, что решение будет не в пользу Тегерана, не стало неожиданностью. В конце января шестерка международных посредников согласовала главные положения резолюции. Россия тогда согласилась с мерами против Ирана. Но Москва нашла компромиссное решение. США хотели добиться куда более жесткой резолюции, но России удалось отстоять свою точку зрения.
Несмотря на множество вопросов к Ирану со стороны международного сообщества и МАГАТЭ, в Москве отметили прогресс в сотрудничестве между Тегераном и международным агентством. «Решение СБ, как и резолюции 1737 и 1747 (предыдущие резолюции по Ирану), принято в соответствии со статьей 41 главы VII Устава ООН и, таким образом, не предусматривает возможности каких бы то ни было силовых действий», – сказал в понедельник постпред России (председательствует в Совбезе) в ООН Виталий Чуркин.
Документ вводит запрет на выезд за рубеж причастных к ядерной программе Тегерана чиновников и заморозку счетов некоторых иранских компаний и банков. Кроме этого, предполагается ввести инспекцию грузов. Санкции не касаются первой иранской АЭС «Бушер», топливо для которой поставляет Россия.
Ирану дали три месяца на исполнение принятой резолюции, по истечении которых будет подготовлен доклад. Если в нем будет сделан вывод, что Иран не выполнил требования резолюции (не раскрыл все свои ядерные разработки), то СБ ООН «примет надлежащие меры», «чтобы убедить Иран выполнить эти резолюции и требования МАГАТЭ». «Если такие дополнительные меры окажутся необходимыми, потребуются дополнительные решения», – говорится в резолюции.
Ранее Иран предупреждал, что не откажется от ядерных разработок, так как, по его трактовке, они преследуют мирные цели. Тегеран отрицает наличие в своей программе военной составляющей. В таком же ключе выступил в понедельник постпред Ирана в ООН Мохаммад Хазаи. Санкции, по его словам, подрывают репутацию Совбеза и доверие к МАГАТЭ. Он заявил, что они выражают волю «каких-то четырех из 192 наций ООН».
«Попытка сделать приостановку обогащения урана обязательной через Совет безопасности с самого начала направлена против фундаментальных принципов международного права, договора о нераспространении и решений совета директоров МАГАТЭ», – сказал Хазаи.
Кроме новых санкций, пять постоянных членов Совбеза ООН – Россия, США, Великобритания, Франция, Китай – и Германия предложили не отказываться от переговоров. Об этом говорится в заявлении министров шестерки, одобренном вместе с принятием резолюции.
«Мы остаемся приверженными скорейшему переговорному решению ядерной проблемы Ирана и подтверждаем свою приверженность параллельному подходу к решению данной проблемы», – говорится в документе. Параллельный подход подразумевает давление на Иран с помощью экономических санкций, а также поощрение Тегерана в случае, если он продемонстрирует готовность к сотрудничеству с ООН и МАГАТЭ
От введения новых санкций сильно пострадают европейские компании, ведущие активный бизнес с Ираном, в том числе и в нефтегазовом секторе. Экспорт только немецких компаний в Иран составил в 2006 году 5,7 млрд долларов при динамике резкого падения наполовину на фоне введения санкций в декабре 2006 года и затем в марте 2007 года.
Тегеран намекал на прошлой неделе, что новые санкции «дорого обойдутся» Западу. США практически не имеют экономических контактов с Тегераном и не поддерживают дипломатических отношений.
В самом Иране полагают, что санкции не помешают привлечь в свой энергетический сектор инвестиции, объем которых в течение 20 лет должен составить 480 млрд долларов.
Новые санкции не затрагивают ключевых экономических интересов России, с участием которой строится атомная станция в Бушере. О поставках ядерного топлива и гражданских объектах ничего не говорится в резолюции.
Эксперты полагают, что у России хорошие шансы на участие в создании потенциального международного консорциума по обогащению урана на территории Ирана, к которому приглашает правительство исламской республики. Интересы России как крупнейшего поставщика вооружений также неуязвимы.
По данным Совета по внешней политике, независимого экспертного центра США, Россия увеличила экспорт вооружения Тегерану с 300 млн долларов в 2002 году до 1,7 млрд долларов на 2005 год. Как отмечает РИА «Новости», Совбез ООН пока не рассматривает эмбарго на поставки оборонительного вооружения Тегерану. Ранее он ограничил только импорт оружия из Ирана.