В России не утихают споры о возможном появлении цензуры в Интернете. Главные опасения вызывает то, что технически сделать это очень просто. Об этом говорит опыт Китая и Ирана.
Не надо нам примерять на себя ни китайский, ни американский путь. У нас – свой, русский Интернет, то есть Рунет
Также на прошлой неделе в Пакистане был заблокирован доступ к известному во всем мире сервису по просмотру и закачке видеороликов YouTube.
Власти пошли на такой шаг из-за ролика, снятого членом парламента Голландии Гиртом Вилдерсом, который в мусульманском государстве сочли богохульным. Доступ к ресурсу был открыт на этой неделе. Ранее YouTube блокировали Таиланд и Турция.
Тем не менее в России введение цензуры в Сети невозможно. В этом уверен депутат Госдумы от партии «Единая Россия», известный интернет-продюсер Константин Рыков. При этом он пояснил, что закрыть доступ к тем или иным сайтам проще простого, так как Интернет состоит из компьютеров и серверов, объединенных проводами.
«Это техническая среда, и если ты разбираешься в технике, то это всё несложно сделать. Опыт Китая как раз это и показывает: взяли и централизовали всё», – отметил Рыков в эфире «Русской службы новостей».
Но кроме «железок» есть и пользователи, между которыми сложилась сетевая культура, поэтому развитие Рунета не пойдет по китайскому пути. «В России уже сложилась своя ситуация, другая культура, и всё по-своему уже будет развиваться», – уверен депутат.
«Не надо нам примерять на себя ни китайский, ни американский путь. У нас – свой, русский Интернет, то есть Рунет. И позиция больших начальников, в том числе и Путина, заключается в том, что государство цензурой заниматься не будет», – сообщил Константин Рыков, подчеркнув, что формат цензуры неприемлем для России.
Чтобы ситуация не зашла в тупик, депутат обещает вывести дискуссию по проблеме введения цензуры в Интернете на публичный уровень. В качестве площадки должно выступить телевидение. Также в Госдуме может появиться подкомитет по Интернету.
«У нас будет свой путь. Начнется дискуссия, ее будут транслировать телеканалы, ее станут обсуждать все. А моя задача, которую я ставлю перед собой, будучи в Государственной думе РФ, заключается как раз в создании такой дискуссионной площадки или информационного канала, в рамках которого мнение создателей Интернета было бы всегда услышано. У нас есть идея создания подкомитета по Интернету, которая сейчас тоже обсуждается в Думе. Есть такие проекты, – отметил депутат.
Разговоры о цензуре в Интернете появились сразу после его стремительного распространения. В России последний раз активная дискуссия началась после того, как сенатор, зампред комиссии Совета Федерации по национальной политике Владимир Слуцкер предложил регистрировать как СМИ все сайты с посещаемостью не менее тысячи пользователей в день.
Он пояснил, что сейчас Сетью пользуется каждый четвертый россиянин, но так как процесс никто не регулирует, то у каждого есть доступ «к любой информации».
А регистрация посещаемых сайтов в качестве СМИ исправит это положение. В случае принятия закона пришлось бы регистрировать многие индивидуальные блоги (сетевые дневники) пользователей-тысячников.
Одним из первых на инициативу господина Слуцкера тогда ответил именно Константин Рыков. В интервью газете ВЗГЛЯД он назвал предложение сенатора «полным абсурдом».
По его оценке, идея Слуцкера говорит о некомпетентности автора. «Прежде чем вносить такие предложения, надо было хоть что-то узнать об Интернете: как он функционирует,; что в нем можно регулировать, а что нельзя, чем онлайновая жизнь отличается от офлайновой. Скажем, цифра 1000 заимствована из практики печатных изданий, у которых есть тираж. Но у интернет-ресурса не может быть тиража! Решить, является ли тот или иной сайт средством массовой информации, может только тот, кто его делает. Но уж никак не посетитель, почему-либо кликнувший на ссылку», – объяснил свою позицию Рыков.
Также депутат увидел в попытках «обуздать» интернет-пользователей противоречие с политикой президента Владимира Путина, неоднократно заявлявшего, что государство не намерено «контролировать Интернет, как пытаются это делать во многих странах мира». «По сути, Слуцкер подставляет президента», – сказал Рыков газете ВЗГЛЯД.
«Я не думаю, что формат цензуры вообще для России приемлем. Потому что русский человек – это человек, в первую очередь, который думает. Заставить не думать невозможно, - повторил депутат в эфире РСН. - Просто у нас будет свой путь, начнется дискуссия, ее будут транслировать телеканалы, мы будем обсуждать – я думаю, что в этом будут участвовать все».
При этом Рыков высказал мнение, что в президентство Дмитрия Медведева интернет получит дополнительные импульсы развития, поскольку сам Медведев - опытный пользователь Сети. Это подтверждается и последним опросом фонда «Общественное мнение», согласно которому большинство россиян уверены, что Медведеву удастся обеспечить доступ к сети интернет на всей территории страны.
«Если Медведев пользовался ФИДО, то значит, он компьютером начал пользоваться раньше, чем я... тогда просто «респект ему и уважуха», - сказал депутат.
В общем, с русским интернетом все будет в порядке. «Дискуссия будет. Цензуры – я думаю, что не будет. Потому что она невозможна», - резюмировал Константин Рыков.