Институт современного развития представил доклад «Демократия: развитие российской модели». Исследование на эту тему стало уже вторым и значительно более обширным по сравнению с «первоисточником». Теперь в брошюре 80 страниц, которые были подготовлены на основе интервью 38 экспертов, мнений участников 16 фокус-групп и результатов соцопроса 1,5 тыс. соотечественников.
«Активных» сторонников демократизации, которые готовы идти в авангарде преобразований, в обществе меньшинство
«Российское общество выступает за развитие демократии и считает ее основной движущей силой власти», – огласил главный итог аналитических изысканий председатель правления ИСР Игорь Юргенс. По его словам, в презентованном докладе «немало созвучий» с первым посланием президента Медведева Федеральному собранию, где демократические ценности также названы основной нормой существования современной России.
Теперь главным становится вопрос наполнения тезиса о необходимости развития демократии конкретным содержанием. А учитывая разворачивающийся финансовый кризис, стоит понять, как на процессе демократизации могут отразиться последствия экономического шока.
Замдиректора Центра политических технологий Борис Макаренко отметил, что среди стран, уровень ВВП которых примерно равен российскому, демократии нет только в Сингапуре и нефтяных эмиратах Персидского залива. Поэтому «наша страна просто не может не быть демократией».
Как говорится в докладе, на нынешнем этапе политического развития России «либерализация общественной жизни» и укрепление основ демократии становится «инструментальной задачей». При этом стоит учитывать, что действовавшая в конце прошлого века схема – от либерализации к демократизации – уже не работает. Россия, по мнению экспертов, – это страна с «недостроенной демократией» и «замороженной либерализацией». А посему процессы либерализации и демократизации в ней могут идти только параллельно.
Согласно исследованию процесс развития демократии должен удовлетворять четырем принципам. В первую очередь, «опираться на политическую волю руководства страны, инициироваться и направляться исполнительной властью». Кроме того, нужна «широкая элитная коалиция», которая бы поддерживала властные начинания и одновременно четко осознавала, что без заинтересованности и одобрения со стороны гражданского общества сложно надеяться на какой-то успех.
Демократизация, уверены эксперты, должна быть эволюционной, постепенной. Необходимо не ослаблять существующую власть, а предоставлять больше возможностей «альтернативным политическим силам». Ну и, наконец, стране нужен не «идеологизированный», а «технологический» вариант либерализации. Не стоит все рушить и строить заново. Достаточно «точечных поправок» в законах и правоприменительной практике. Такая линия, считают аналитики, внушит «политическому классу» веру в серьезность намерений власти.
Понятно, что «активных» сторонников демократизации, которые готовы идти в авангарде преобразований, в обществе меньшинство. Однако, как объяснил Борис Макаренко, судя по соцопросам, 48% соотечественников уверены, что нашей стране нужна особая, российская демократия, 7% голосуют за классический, западный вариант. И только 25% россиян по-прежнему выбирают не демократию, а сильного лидера.
Правда, при условии соблюдения четырех принципов даже они не смогут ничего возразить. Поскольку изменения будут инициированы самой властью, авторитет которой среди сторонников «авторитарного запроса» весьма высок.
Но если позиция простых россиян в общем понятна, то с «политическим классом» все не так очевидно. По словам Макаренко, для большинства соотечественников с недавних пор «демократия становится условием развития и порядка». А вот высшим эшелонам еще только предстоит сделать выбор между «комфортностью нынешнего привилегированного положения и рисками повышения конкурентности во власти».
По сути, выбор стоит между личными выгодами и благополучием страны. Ведь только при условии либерализации и демократизации можно будет говорить об укреплении позиций среднего класса, развитии малого и среднего бизнеса, а также «оптимизации участия всех созидательных сил в экономике, политике, общественной жизни страны». А значит, только на этом пути, считают эксперты, Россия останется конкурентоспособной державой, сможет перейти к инновационной экономике и сохранит перспективы превращения в «передовую, привлекательную для жизни страну».
«Это интересно. И это интеллектуальная пища для всех нас», – одобрил доклад член Общественной палаты Николай Сванидзе, которого привлекли в качестве рецензента. Правда, при этом эксперт пожурил авторов исследования за то, что в докладе не сказано ничего про перспективы развития демократии в условиях мирового кризиса. «Социальный и экономический кризис меняют дискурс», – считает Сванидзе.
С ним согласился и другой «оппонент» авторов, один из лидеров почившего СПС Алексей Кара-Мурза. По его словам, именно в переломные моменты возникает «запрос на демократию». А посему сейчас интересна «сама проблематика: демократия и кризис». «Все попытки демократизации в России возникали в периоды тотального кризиса», – заявил Алексей Кара-Мурза.
В Институте современного развития критике оппонентов вняли. «Через два месяца будет еще один доклад. Он будет гораздо более богатым», – пообещал Игорь Юргенс.