Еврокомиссия опубликовала ежегодный доклад о перспективах расширения Евросоюза, и на этот раз он касался прежде всего балканских государств. Согласно данному документу, раньше всех к ЕС может присоединиться Хорватия, переговоры с которой планируется завершить уже к концу 2009 года. Еще примерно год потребуется на ратификацию договора о вступлении всеми нынешними членами ЕС. В итоге к 2011 году Загреб должен стать 28 полноправным участником Европейского союза.
Хорватия могла стать членом ЕС еще в 2007-м, вместе с Болгарией и Румынией. Помешало нежелание Загреба сотрудничать с МТБЮ
По словам комиссара ЕС по расширению Олли Рена, подготовка Хорватии к вливанию в «единую европейскую семью» идет по плану, Загребу осталось выполнить всего 10 из 35 условий. «План по вступлению Хорватии в ЕС предполагает, что она удовлетворит все условия. Его нужно рассматривать как одобрение дальнейших реформ в стране», – заявил комиссар, отметив, что Лиссабонский договор явно будет разблокирован раньше, чем в ЕС вступят балканские государства (до ратификации договора расширение Евросоюза, напомним, приостановлено).
В то же время брюссельские чиновники указали, что властям Хорватии еще предстоит решить «многие внутренние проблемы», в числе которых засилье организованной преступности и коррупции. Вызывает беспокойство и дискриминация сербов, а также нападения на журналистов. В конце октября в результате взрыва в Загребе погиб редактор еженедельника Nacional Иво Пуканич, известный своими антикоррупционными расследованиями.
Тем не менее шансы Хорватии на членство в ЕС расцениваются наблюдателями как очень высокие. Научный сотрудник Института славяноведения РАН Анна Филимонова считает, что на проходящей в Брюсселе 7–8 ноября встрече лидеров стран ЕС настаивать на увеличении союза за счет этой балканской страны будут Германия и Австрия, которых связывают с Загребом давние союзнические отношения.
«В отношении Хорватии проблем быть не должно, поскольку она находится в сфере внимания и влияния Германии. Берлин здесь отстаивает и свои экономические интересы – целые отрасли Хорватии принадлежат немецкому бизнесу. Все-таки Хорватию воспринимают как часть западноевропейской культуры: она входила и в состав Габсбургской империи, и в состав Австро-Венгрии», – заметила эксперт, отметив, что в начале 90-х независимость Загреба буквально «продавили Германия и Ватикан».
Что же касается других претендентов на членство в Евросоюзе, тут перспективы менее радужные. Несмотря на то, что Рен признал «прогресс, которого достигли страны Западных Балкан», условия, которые им предлагается выполнить, весьма ощутимы. Так, Брюссель поприветствовал арест бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича, но потребовал от Белграда дальнейшего сотрудничества с Гаагским трибуналом в деле поимки генерала Ратко Младича.
К слову, Хорватия могла стать членом ЕС еще в 2007-м, вместе с Болгарией и Румынией. Помешало нежелание Загреба сотрудничать с тем же МТБЮ. Сейчас, судя по всему, претензии сняты, благо генерал Анте Готовина, организовавший кровопролитные зачистки Сербской Краины, все-таки был арестован и в марте 2008 года предстал перед судом.
Анна Филимонова также подчеркивает, что препятствий для вступления Сербии в ЕС гораздо больше. «Условия соглашения стабилизации и присоединения включают пункт о том, что Сербия должна установить добрососедские отношения в регионе, включая и Косово. Недавно американский посол напрямую говорил о том, что Сербия должна признать независимость Косова, без этого ей Евросоюза не видать», – напомнила Филимонова в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
По ее словам, к нерешенным проблемам, которые будут только набирать оборот, можно отнести стремление ЕС заменить миссию ООН в Косове на свой военно-гражданский контингент, а также поощряемые Западом сепаратистские тенденции в еще одной части Сербии – Воеводине. «Таким образом, условия ЕС или практически неосуществимы для Сербии, или потребуют фактического прекращения сербского государства как такового», – заключила Филимонова.
Сербский вопрос, похоже, остается главным препятствием для присоединения к Евросоюзу и Боснии и Герцеговины. Еврокомиссия выразила обеспокоенность наметившимися там в последнее время тенденциями.
«Отсутствие консенсуса по ключевым государственным вопросам, частое нарушение условий Дейтонского мирного соглашения и провокативная риторика негативно влияют на работу государственных органов, замедляют принятие реформ и подвергают риску уже имеющиеся позитивные достижения», – цитирует ИТАР-ТАСС доклад комиссии.
Нетрудно догадаться, что под «провокативной риторикой» чиновники Евросоюза подразумевают прежде всего заявления президента Республики Сербской в составе БиГ Милорада Додика. В середине октября, следуя его призыву, парламент автономии принял резолюцию о возможном выходе РС из состава государства, благо боснийские мусульмане в руководстве страны настаивают на максимальном ограничении автономии Республики Сербской.
«Мусульманские власти давят и рассчитывают на поглощение Республики Сербской, здесь Додик пока сопротивляется, но само существование этой республики для США и ЕС является бельмом в глазу. До этого к ней будут постоянные претензии и утверждения, что она не соответствует стандартам», – полагает научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Нерадужные перспективы вступления в ЕС и у остальных претендентов из Западных Балкан. Так, Македония, получившая статус кандидата еще в декабре 2005 года, пока не получила дату начала переговоров. Причиной отсрочки стали многочисленные нарушения во время прошлых парламентских выборов, а также общая слабость политической системы и значительная коррупция.
У Черногории дела обстоят значительно лучше, но она начала процесс интеграции в Евросоюз позже всех – в октябре 2007 года, поэтому Брюссель пока не обозначал конкретные сроки возможного присоединения Монтенегро.