Открывая очередной Совмин, президент Белоруссии Александр Лукашенко заговорил о проблемах союзного строительства. И хотя он в очередной раз подчеркнул, что «отношения Беларуси и России всегда будут добрыми и дружественными», но тут же добавил, что «союзный процесс идет тихо, скучно, неброско». «Необходим дополнительный импульс в наших союзных отношениях», – заявил белорусский президент.
Отвечая на вопрос, почему же переговоры начались еще до кризиса, он заявил: «Считайте, мы его предвидели
При этом он заострил внимание на появившемся в последнее время мнении, что Белоруссия пытается балансировать между Западом и Россией. «Кое-кто в СМИ стал намекать на то, что Беларусь якобы начинает торговаться с Западом», – сказал Лукашенко и отрезал: «Я уже говорил представителям Запада и говорю сейчас вам: мы никогда дружбой с русскими не торговали, и не будем торговать».
Чтобы работу СГ заметили, Лукашенко предложил «взять несколько серьезных программ – достижимых и понятных. И сказать, что мы это сможем сделать». С ним согласился и Путин: «Считаю, что при разработке новых союзных программ важно ориентироваться на достижение крупных, прорывных результатов». Мало того, он подчеркнул, что «экономика может и должна стать основным катализатором процесса союзного строительства».
Тему экономической интеграции продолжил и премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский: «Белоруссия и Россия должны скоординировать свои действия в экономической сфере в условиях мирового финансового кризиса».
Одним из главных экономических вопросов встречи стал вопрос предоставления Минску стабилизационного кредита. Министр финансов Белоруссии Андрей Харковец заявил, что официальный Минск хотел бы кредит на «условиях, аналогичных прошлогоднему кредиту». По его словам, технические моменты уже согласованы, осталось определить сроки предоставления кредита и кредитную ставку.
«Бюджет у нас будет сбалансированным, этот кредит для Белоруссии, как подушка безопасности, в условиях мирового финансового кризиса», – отметил министр. Отвечая на вопрос, почему же переговоры начались еще до кризиса, он заявил: «Считайте, мы его предвидели». По оценке Харковца, кредит может быть предоставлен уже в ноябре.
Вечно подвисшая тема единой валюты на этом Совмине получила несколько иное толкование. Российская сторона выразила желание больше использовать российский рубль в расчетах с Белоруссией. Так, по мнению замминистра экономического развития РФ Андрея Клепача, на данном этапе российский рубль может стать для Белоруссии «резервной валютой». По его словам, необходимо использовать меры, «которые расширят использование рубля в расчетах между российскими и белорусскими предприятиями».
«В этом смысле рубль становился бы резервной валютой для белорусской экономики, и национальный банк накапливал бы резервы в рублях, как в евро и в долларах», – сказал Клепач. Его мысль поддержал и Владимир Путин, предложив создать «валютный пул» и подчеркнув, что «вопрос о единой валюте с повестки дня не снят».
Кроме того, стало известно, что стороны будут реализовывать новые программы в области нанотехнологий с участием Национальной академии наук Белоруссии и Федерального космического агентства России. «Обсуждали ряд программ в области нанотехнологий. Есть наработки. В ближайшее время будут созданы предприятия в России и Белоруссии», – заявил в понедельник на брифинге по итогам заседания Совмина Сидорский.
За кадром осталось, похоже, самое интересное. Предложили ли Белоруссии признать ЮО и Абхазию? И на каких условиях? Кстати, накануне Совмина Москва отвергла возможность торга и давления на Белоруссию по вопросу РЮО и Абхазии.
«В прессе были публикации о том, что могут быть какие-то увязки: Лукашенко признает Абхазию и Южную Осетию, а мы должны дать какие-то бонусы в экономической сфере. Мы напрямую к Белоруссии по поводу признания этих двух государств не обращались и не увязывали этот вопрос с какими-то другими», – заявил «Интерфаксу» источник в российском правительстве.
Тот же источник подтвердил, что в ходе заседания обсудят довольно болезненный для Белоруссии вопроса по цене на газ. «Белорусская сторона хочет пересмотреть условия контракта, чтобы увеличивать цены меньшими темпами – она предлагает согласовать цены на следующий год на уровне 140 долларов», – отметил источник. По сегодняшним расчетам цена на газ должна быть 190 долларов.
Но и переговоры о газе на публику не выносили. Возможно, они просто потеряли актуальность после того, как вопрос с кредитом был урегулирован.
Конкретных результатов Совмина невооруженным взглядом пока не увидишь – стороны обменялись предложениями. Тем более если вспомнить про возможную неофициальную программу.
Интригу политической игре Белоруссии добавляет то, что завтра по следам союзного Совмина в Минск прибывает действующий председатель ОБСЕ Александр Стубб, переговоры с которым покажут, насколько правдивыми были слова Лукашенко о невозможности торговли дружбой с Россией.