Латвия озвучила одну из статей убытков, понесенных республикой в связи с «советской оккупацией» (официально мало кем признанной, большинство союзников Риги предпочитают употреблять термин инкорпорация, то есть включение).
Самая большая беда Латвии – неумение зарабатывать деньги. Мы не говорим о развитии, мы говорим о выживании
Как сообщил глава специальной латвийской комиссии «по оценке последствий тоталитарного режима» Эдмунд Станкевич, прямые демографические потери страны во времена пребывания в составе СССР насчитывают 10 миллионов человеко-лет, то есть доход, который смог бы принести один латвиец за 10 миллионов лет.
В частности, 742 тысячи человеко-лет было потеряны в результате депортации населения в 40-х годах, 29 тысяч – при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, еще 5,2 тысячи – во время войны в Афганистане.
Однако в какую сумму выльются убытки от недополученных за 10 миллионов лет доходов, Латвия пока не определилась.
В любом случае полностью урон еще не подсчитан. В рамках следующего этапа комиссия обещает определить, насколько израсходовалось государство ввиду прямо противоположной причины – притока населения из других республик СССР, для которого пришлось строить жилье, больницы, школы, а позднее еще и выплачивать пенсию.
Напомним, что ранее приблизительную сумму ущерба от «советской оккупации» официально озвучила Литва, оценив свои прямые убытки от советского периода более чем в три миллиарда долларов.
Однако Рига, судя по всему, мелочиться не собирается, и счет, который она мечтает предъявить Москве, может быть в 20–30 раз выше, чем аналогичные претензии Вильнюса.
Тем более что нынешнее экономическое состояние прибалтийских государств оставляет желать лучшего. Согласно пессимистичным прогнозам аналитиков, мировой финансовый кризис грозит обанкротить Латвию, Литву и Эстонию вслед за Исландией.
В частности, представленный на днях доклад крупнейшего банка Дании – Danske Bank – вслед за прогнозом Международного валютного фонда подтверждает, что прибалтийские банки придерживались той же политики, что и их исландские коллеги, а значит, и финал у них может быть общим. Особо отмечается, что, в отличие от крупных стран с развитой экономикой, Прибалтика не в состоянии бороться с кризисом.
Предположения экспертов подтверждаются и настроениями в обществе. Согласно недавнему опросу, проведенному центром исследования общественного мнения и рынка SKDS по заказу банка DnB NORD, еще перед началом полномасштабного кризиса в Европе 65% граждан Латвии отмечали, что экономическая ситуация в стране ухудшается, а 20% заявляли, что в республике почти невозможно найти приличную работу.
Однако Россия, настаивающая на том, что никакой оккупации не было, вряд ли захочет удовлетворить финансовые притязания Латвии. Да и внешняя политика республики симпатий к Риге со стороны Москвы не добавляет, так что повторение «исландского сценария» маловероятно.
К слову, сами латыши это прекрасно понимают. Как заявил в понедельник экс-министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс, комментируя отношения своей родины с Россией, в возникшей ситуации руководству государства стоило бы проводить более прагматичную политику по отношению к соседям, а не вести себя, как «нищий, который ходит с протянутой рукой».
«Самая большая беда Латвии – неумение зарабатывать деньги. Мы не говорим о развитии, мы говорим о выживании, а выживание – это признак нищеты. У нищих нет самосознания, потому что нищенствовать и ходить с протянутой рукой – это значит переступить через что-то», – цитирует его слова Novonews.
Так что Латвии стоило бы научиться выражать свою позицию по международным политическим вопросам, не перекрикивая Евросоюз, пояснил политик.
Любопытно, что рвения посчитать убытки и от последствий других войн, например, нынешнего участия латвийских военных в миротворческих операциях в Ираке и Афганистане, официальная Рига пока не проявляет.