На первом этаже дома 18 по Полтавской улице, где располагается штаб демпароссов, и вправду оказалось открыто. Внушительный засов на тяжелой металлической двери был демократично и даже несколько легкомысленно отодвинут в нерабочее положение. На стуле, где по идее должен был бы сидеть охранник, красовалась лишь раскрытая свежая газета. А в приемной весело щебетала стайка юных барышень.
Путешествие делегатов в Бельгию и обратно не намного дороже проведения второго этапа съезда в гостинице «Измайловская
«Учащиеся старших классов?» – кивнула я на девушек, вспомнив, что на одной улице с офисом ДПР расположены две школы. «Нет, студенты факультетов политологии и пиара», – с готовностью пояснила партийный пресс-секретарь Екатерина Винокурова.
Оказывается, гостей на день открытых дверей ДПР созывала посредством объявлений, которые расклеили в коридорах МГУ, МГИМО и РГГУ, а также вывесили на партийном сайте и страничке партии в «Живом журнале».
Пока я мысленно пыталась отделить блоггеров от студентов, потенциальные избиратели и гипотетические политтехнологи начали жаловаться на усталость и боль в ногах от долгого стояния в приемной. Организаторы тут же засуетились, и через мгновение специально обученные молодые люди принялись заполнять приемную круглыми деревянными табуретами. «А потом будет фуршет с пивом», – ободрили студентов сотрудники партаппарата. Многочисленные барышни и немногочисленные юноши одобрительно зарокотали в ответ.
Как выяснилось чуть позже, табуреты из буфета в приемную перетаскивали не зря. Кабинет Андрея Богданова, который вызвался рассказать молодежи о ДПР, не рассчитан на такое количество посетителей. Поэтому на встречу с партлидером юные визитеры шли, сжимая в руках деревянные посадочные места.
В кабинете их ждали мягкий рассеянный свет, фантазийные потолки из гипсокартона, развешанные по стенам картины известного художника, чью фамилию никто не смог вспомнить, а также Андрей Богданов в синей футболке с символикой ДПР на груди.
«Мы называемся Демократической партией, поэтому все у нас достаточно демократично, – принялся объяснять, почему его коллеги решились на агитвстречу столь необычного формата, Андрей Богданов. – Всю избирательную кампанию мы хотим вести открыто, демократично. К нам в любой офис может прийти кто угодно, мы все расскажем, выслушаем, дадим совет».
Если же соотечественнику воспитание не позволяет мучить вопросами малознакомых людей, то он может получить ответы на все животрепещущие вопросы на сайте ДПР. В частности, по словам Богданова, здесь вывешиваются все финансовые отчеты партии. Посему каждый желающий имеет шанс узнать, кто демпароссам дает деньги и куда они их тратят.
А дабы довести прозрачность до максимально возможного уровня, соратники Богданова собираются в скором времени развесить по всему штабу веб-камеры, чтобы россияне могли в режиме реального времени следить, работает ДПР или всем составом бьет баклуши. Хотя в данном случае дешевле, наверное, было бы просто избавить офисные окна от занавесок.
Впрочем, привлечь на свою сторону избирателей демпароссы рассчитывают вовсе не штабными онлайн-трансляциями. Главным предвыборным тезисом ДПР станет «вступление России в Евросоюз». «Мы западники, мы считаем себя европейцами и хотим, чтобы Россия вошла в Евросоюз», – заявил Андрей Богданов.
Учитывая, что российские власти не горят желанием подавать от имени нашей страны заявку на вступление в ЕС, соратники Богданова решили инициировать всенародный референдум по данному вопросу. И если соотечественники выскажутся за подобное развитие событий, то руководству государства придется только подчиниться народной воле.
Посему в 2009 году ДПР собирается зарегистрировать инициативную группу, которой надо будет в течение трех месяцев собрать 2 млн подписей в поддержку плебисцита по присоединению России к ЕС. Затем еще полгода Центризбирком будет проверять подлинность автографов и думать, на какую дату назначить референдум. Далее дело останется за процедурами, которые подготовят нашу страну к жизни по европейским правилам. «И к 2017 году может быть принято решение о вступлении в ЕС», – бодро резюмировал Андрей Богданов.
На вопрос газеты ВЗГЛЯД о том, какой процент избирателей поддержит столь далекий от жизни большинства россиян лозунг, глава ДПР не ответил. Но подчеркнул, что, согласно социологическим исследованиям, 66% соотечественников выступают за то, чтобы Россия стала частью единой Европы.
Расстояние в 10 лет лидеру ДПР драматическим не кажется. Более того, 2017 год он считает датой символической. «В 1917 году Россия ушла из европейской семьи, и мы хотим, чтобы в 2017-м, через 100 лет, она туда вернулась», – сентиментальничал Богданов.
По тем же сентиментально-символическим мотивам, как объяснил лидер партии газете ВЗГЛЯД, первый этап нынешнего предвыборного съезда члены ДПР решили провести в Брюсселе.
Официально общий слет партийцев пройдет 18 сентября в столичной гостинице «Измайловская». Однако 15 сентября все 120 делегатов дружной компанией улетят в Брюссель, где 17 сентября пройдет первый, неофициальный этап съезда ДПР. Ни представителей Центризбиркома, ни сотрудников ФРС в Бельгию пригласить нельзя, к тому же свою основную деятельность отечественные партии должны вести все же на родине. Так что называться брюссельское мероприятие будет не съездом, а Конгрессом демократических сил России.
«Мы хотим показать Европе, что в России есть силы, которые открыты для сотрудничества», – объяснил газете ВЗГЛЯД смысл бельгийского вояжа Андрей Богданов. Он также напомнил, что второй съезд существовавшей в начале прошлого века РСДРП, где партия разделилась на большевиков и меньшевиков, после чего наша страна стремительно покатилась в историческую пропасть, прошел именно в Брюсселе.
«Мы первая современная российская партия, которая создавалась как антикоммунистическая. Черная коммунистическая полоса начала в Брюсселе, и мы хотим завершить ее в Брюсселе», – поведал газете ВЗГЛЯД Богданов.
Партийному бюджету путешествие делегатов в Бельгию и обратно обойдется в 3 млн рублей. По словам лидера ДПР, эта сумма не намного превышает ту, в которую встанет второй этап съезда в гостинице «Измайловская».