Зарегистрированное в префектуре Тояма судно «Хосин Мару 88» было взято под конвой 1 июня в районе Командорских островов и подозревается в нарушении правил лова лосося. Тогда при осмотре трюма сотрудники Государственной морской инспекции обнаружили, что вместо кеты в морозильных камерах японского судна провозили груз более ценной нерки. Разница между фактическим количеством продукции и заявленным составила около 14 тонн. После обыска шхуну отконвоировали в Петропавловск-Камчатский.
Японская пресса и ряд политических деятелей Японии называли этих рыбаков жертвами «русского произвола и жестокости
Против японских браконьеров 29 июня Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Капитану грозит крупный штраф, арест до 6 месяцев или же исправительные работы сроком до двух лет. До окончания разбирательства и возмещения нанесенного интересам России ущерба судно должно оставаться в порту Петропавловска-Камчатского. Команда в составе 17 человек до сих пор остается на борту «Хосин Мару 88».
Траулер «Томи Мару 53» был задержан в ноябре 2006 года. В январе 2007-го судно конфисковали по решению суда в доход государства за браконьерский промысел, а капитан траулера Такагива Мацуо был приговорен к штрафу в 500 тыс. рублей.
Как сообщил в понедельник Департамент информации и печати МИД РФ, «факты допущенных нарушений правил рыболовства японской стороной не оспариваются». При этом МИД России выражает сожаление, что «в условиях открытости российской стороны для урегулирования вопроса на двусторонней основе Япония предпочла путь судебного разбирательства». «С российской стороны неизменно проявлялась готовность к обсуждению судьбы японских судов-нарушителей и их экипажей», – цитирует сообщение МИД РФ РИА «Новости».
Однако, по словам представителя МИД Японии, Токио ранее неоднократно просил Москву вернуть задержанных рыбаков и конвоированные судна, однако не получал позитивного ответа. В начале июня японские дипломаты отправились на Камчатку для переговоров с местными властями о судьбе 17 японских рыбаков, задержанных российскими пограничниками. В Японии считают, что, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, всех задержанных следует отпустить в кратчайшие сроки.
Между тем в день обращения в Международный трибунал, 6 июля, российская сторона пошла навстречу японцам, заявив, что судно «Хосин Мару 88», задержанное в июне 2007 года, будет освобождено после предоставления залога, сумма которого определяется в настоящее время, сообщает РИА «Новости».
Заметим, что случай обращения в Международный трибунал по морскому праву по отношению к России – первый после Второй мировой войны. Кроме того, Япония впервые предпринимает такие шаги для урегулирования рыболовецкого спора с Россией.
«Браконьерский» конфликт между Россией и Японией разгорается не впервые. В конце июня 2007 года завершилось разбирательство в отношении капитана шхуны «Киссин Мару 31» Нобору Сакаситы, задержанного в прошлом году российскими пограничниками в районе Южных Курил и признанного российским судом виновным в браконьерстве.
Во время задержания шхуны «Киссин Мару 31» 16 августа 2006 года российские пограничники открыли предупредительный огонь. Был убит один рыбак, что вызвало бурю протестов в Японии. Через два дня после инцидента двое членов команды были переданы японским властям.
Капитан Сакасита, пока шло судебное разбирательство, полностью признал свою вину и уплатил штраф в размере полумиллиона рублей. Поэтому японской прокуратурой было принято решение не передавать это дело в японский суд.
Как только Сакасита вернулся на родину, стал утверждать, что ни в чем не виноват. Он уверял, что вел лов в японской зоне, а на суде в России специально оговорил себя, чтобы поскорее вернуться на родину. Освобождение Сакаситы носило неожиданный характер, поскольку японская пресса и ряд политических деятелей Японии называли этих рыбаков жертвами «русского произвола и жестокости».
Напомним, что с 1 мая 2007 года в силу вступили новые международные правила борьбы с пиратским выловом рыбы. В соответствии с решением Североатлантической комиссии по рыболовству, попавшие в черный список за незаконный промысел траулеры более не смогут входить в европейские порты для проведения техобслуживания, пополнения запасов и замены экипажа. Введенные международные ограничения, к которым присоединилась и Россия, призваны поспособствовать борьбе с пиратским промыслом. Количество преступлений в данной сфере за последние 10 лет увеличилось почти в 6 раз.