Завершение эпопеи с выбором места для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года не просто стало главным событием недели, но, похоже, затмило все остальные. Так, в повестке дня Владимира Путина, если судить по СМИ, принципиальнейшие переговоры с американским президентом Джорджем Бушем явно отошли на второй план в сравнении с его визитом в Гватемалу.
Первая олимпийская победа – 2014
Олимпиаде-2014 в Сочи – быть! Что существенно не только с точки зрения роста международного престижа России и даже не только для развития отечественного спорта
Сейчас можно только гадать, стало ли появление российского лидера на сессии МОК окончательным аргументом в пользу победы Сочи. Однако то, что это принесло России, выражаясь спортивным языком, дополнительные очки, – бесспорно. Что существенно, если учесть разгоревшуюся конкуренцию: по результатам финального голосования Сочи опередил южнокорейского конкурента менее чем на 10%.
Об огромном интересе россиян к событиям на сессии МОК свидетельствуют и высокие рейтинги ее телетрансляции по Первому каналу. Очень многие россияне, несмотря на глубокую ночь, застыли у голубых экранов. А ведь окончательное решение было озвучено Жаком Рогге лишь в полчетвертого ночи по московскому времени!..
Разумеется, не обошлось без голоса «вечно недовольных». Довольно многие начали немедленно изливать яд на тему «опять все украдут», «разрушат уникальный заповедник», и вообще «в Сочи снега нет». Но таких все же явное меньшинство; что до снега – то злопыхатели, видимо, просто не в курсе особенностей климата предгорий Кавказа.
Так или иначе, решение принято: Олимпиаде-2014 в Сочи – быть! Что существенно не только с точки зрения роста международного престижа России и даже не только для развития отечественного спорта. Наконец-то в стране появится рекреационная зона, где уникальные природные условия будут удачно сочетаться с европейского уровня инфраструктурой. И если в дальнейшем тамошние отели и пансионаты будут оглядываться на реалии международного рынка и не станут чересчур жадничать, то вполне возможно, что турецкие курорты получат мощнейшего конкурента. По меньшей мере в том, что касается туристов-россиян.
Предпоследняя сессия
Депутаты приняли в третьем, окончательном чтении закон, ужесточающий ответственность за нарушение ПДД |
Пока летние отпуска, которые сейчас в самом разгаре, многие наши граждане предпочитают проводить за рубежом. Едва ли станут исключением и депутаты Госдумы, которые в субботу как раз завершили очередную сессию (предпоследнюю перед декабрьскими выборами) и ушли на каникулы. Наиболее важным на сессии было утверждение бюджетов (теперь – трехлетних): федерального, ПФ, ФСС и ФОМС.
В числе прочего депутаты приняли в третьем, окончательном чтении закон, ужесточающий ответственность за нарушение ПДД. В процессе «обкатки» законопроекта он был несколько смягчен, но все равно итоговый документ выглядит достаточно сурово. Минимальный штраф составит теперь 100 рублей, а в среднем «расценки» выросли в 3–5 раз. Впрочем, могло бы быть и хуже: изначально предполагалось повышение штрафов раз в десять, да и поводов для лишения водительских прав тоже было предостаточно.
Неудовольствие водителей в связи с новым законом понятно – но, скажем так, явно не единогласно. Бардак, творящийся на российских дорогах не в последнюю очередь надоел самим российским автолюбителям. Правовой нигилизм владельцев «железных коней» приводит к тому, что в стране налицо как бы не самая высокая аварийность в мире (за год в авариях гибнет более 30 тыс. чел) – и с этим в любом случае нужно было что-то делать.
Особенно с учетом того, что количество автомобилей в России растет – и растет достаточно быстро. Так, только за первое полугодие 2007 года автопарк увечился в объеме на 28% в количественном выражении и на 51% – в денежном. Что и неудивительно: нынешний уровень платежного спроса россиян был бы немыслим еще каких-то лет пять назад.
Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения
При этом любопытна структура прироста. Иномарки все больше теснят отечественные модели: на долю последних сейчас приходится лишь 12% продаж (300 тыс. машин). Зато более чем в полтора раза увеличился импорт новых автомобилей (510 тыс. машин), наконец-то заметно опередив и по объему, и по динамике second hand (150 тыс.).
А самый динамичный сегмент рынка - несомненно, «русские иномарки», иными словами, изделия лицензионной сборки. Здесь объем продаж удвоился, превысив цифру в 200 тыс. Похоже, что эра «жигулей» и «Волг» постепенно заканчивается. Стоит ли об этом жалеть – вопрос философский: покупатель уверенно «голосует рублем». Другой вопрос, что в результате несколько «облегчился» сам рубль: средняя цена автомобиля за последние годы ощутимо выросла. Но эта тенденция себя, похоже, изживает: реструктуризация рынка, по мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, постепенно подходит к концу.
И еще один штрих: в воскресенье под Санкт-Петербургом был заложен первый камень в основание сборочного завода Nissan Motor; с российской стороны в церемонии в числе прочих принял участие первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. Мощность нового завода составит до 50 тыс. автомобилей в год – сравните с цифрами, приведенными выше.
Впрочем, отечественный автомобильный рынок – далеко не единственный сектор, испытывающий настоящий бум. Как показывают события последних лет, иностранный капитал проявляет немалый интерес, к примеру, к сегменту розничных продаж. Так, прямо сейчас идут переговоры о привлечении французского розничного гиганта Darty в качестве стратегического инвестора для сети по продаже бытовой техники и электроники «М.Видео». Капитализация российской компании, занимающей второе место на своем рынке, составляет примерно 1,5 млрд долларов.