Визит генсека Североатлантического альянса Яапа де Хооп Схеффера в Россию, начавшийся в понедельник в окрестностях Северной столицы, завершился во вторник в Москве. Сегодня состоялось специальное заседание Совета Россия – НАТО на уровне постоянных представителей при участии министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, а также встреча генсека НАТО с президентом России Владимиром Путиным.
Генсек выразил дежурный оптимизм: «Структура Совета России и НАТО достаточно прочная
Подводя итоги первой части заседания Совета Россия – НАТО, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российская сторона выступает за повышение эффективности деятельности Совета Россия – НАТО. «Мы подтвердили приверженность той декларации, которая легла в основу создания Совета Россия – НАТО, и договорились совместно работать над дальнейшим повышением его эффективности, тем более что достижения его деятельности имеются многочисленные», – отметил Лавров на брифинге перед журналистами.
Об остальном, включая встречу с президентом Владимиром Путиным, журналистам рассказал генсек НАТО. Он отметил, что заседание Совета России – НАТО прошло в дружелюбной обстановке. Однако, несмотря на то что доверительность отношений сторон, по словам Схеффера, возросла, остались открытыми три ключевых вопроса, по которым переговоры будут продолжены.
Схеффер заявил, что Россия и Альянс пока не нашли компромисса по вопросу о будущем Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подчеркнув, что диалог по этому вопросу продолжается. «Вы спрашиваете меня действительно о яблоке раздора», – сказал генсек Альянса. Он заявил, что, по оценке НАТО, Россия не выполнила всех стамбульских обязательств, которые касаются вывода ее войск из Грузии и Приднестровья.
«Путин озвучил российскую позицию, я озвучил позицию НАТО, которая не вполне совпадает с российской», – сказал генсек НАТО. «Позиция Североатлантического альянса принципиальная и заключается в том, что этот договор является краеугольным камнем европейской безопасности и должен таковым оставаться. При этом мы считаем, что Россия не выполнила все свои стамбульские обязательства», – добавил Схеффер.
Напомним , что речь идет о так называемых Стамбульских соглашениях, подписанных Борисом Ельциным в 1999 году. Ельцин пообещал вывести российские войска из Грузии и Молдавии. В основном его обещание выполнено: из Молдавии вывезена тяжелая боевая техника, базы в Грузии будут полностью свернуты в 2008. Россия неоднократно подчеркивала, что не видит связи между этими двумя вопросами. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин напоминал, что положения Стамбульских соглашений не были прописаны даже в адаптированном ДОВСЕ.
Столь же несговорчив Схеффер оказался и по проблеме ПРО. Он заявил, что предложенный Владимиром Путиным вариант использования Габалинской РЛС в Азербайджане не может быть альтернативой размещению объектов противоракетной обороны в Европе, поскольку «не решает всех вопросов, исходящих от стран-изгоев». Однако генсек НАТО оговорился, что сам не является техником-экспертом в данном вопросе. Он сообщил, что в беседе с ним Владимир Путин очень подробно и пунктуально изложил все свои предложения о сотрудничестве в области ПРО. «Предложений было несколько, а не только одно, касающееся Габалинской РЛС в Азербайджане», – отметил Схеффер. И переложил ответственность на президента США, выразив надежду, что в ближайшее время Путин встретится с Бушем и детально обсудит этот вопрос.
Третье яблоко раздора – Косово. И здесь Схеффер постарался снять с себя ответственность, отметив, что это является сферой не НАТО, а Совета Безопасности ООН. При том генсек НАТО призвал Владимира Путина сделать все возможное, чтобы вопрос по статусу Косова был решен в ближайшее время.
Напомним, что с 1999 года Косово находится под управлением ООН, формально оставаясь в составе Сербии. Окончательно решение относительно судьбы Косова должен будет принять Совет Безопасности, в котором Россия обладает правом вето. В минувшую пятницу Совбез начал закрытые консультации по проекту резолюции, представленному Великобританией, США и Францией и основанному на плане спецпредставителя генсека ООН Марти Ахтисаари. Этот проект, вызывающий серьезное неодобрение Москвы, фактически предполагает предоставление Косову статуса независимости без согласия Белграда.
Однако Россия по косовской проблеме заняла жесткую позицию и намерена блокировать любое решение, нарушающее территориальную целостность Сербии. При этом президент Путин ранее заявил, что пересмотр статуса Косова создает прецедент, делающий возможным изменение статуса непризнанных государств на постсоветском пространстве.
Схеффер объяснил свою озабоченность тем, что НАТО отвечает за 16-тысячный контингент, который является гарантом стабильности Косова. «Именно это я пытался донести до президента Путина, потому что Косово находится в самом центре Европы, поэтому оно имеет прямое отношение к безопасности в этом регионе. И НАТО отвечает за этот вопрос. Я попросил президента Путина, чтобы в ближайшее время мы сделали все возможное для того, чтобы в ближайшем будущем определить решение по статусу Косова. Но каким образом и по каким этапам будет развиваться ситуация, не прямым образом зависит от нас», – сказал генсек Североатлантического альянса.
Отвечая на вопрос, не может ли проблема Косова развалить союз России и НАТО, Схеффер выразил дежурный оптимизм: «Нет, структура Совета России и НАТО достаточно прочная, чтобы она могла развалиться из-за нерешенных споров».