В понедельник в Москве состоялась презентация книги антрополога Виктора Шнирельмана «Чистильщики московских улиц: скинхеды, СМИ и общественное мнение». Основной вопрос, на который попытался в своем труде ответить автор, – как страна, победившая фашизм, смогла увлечься ультраправыми идеями?
На территории бывшего СССР первые скинхеды появились в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом
Однако за полтора часа, которые Шнирельман отвел на общение с журналистами, вразумительного ответа он так и не дал. Нет его и в книге.
Основным парадоксом, по мнению автора, стало то, что называющие себя «патриотами» и «защитниками русской культуры» скинхеды многое заимствовали у западных праворадикальных движений. Это касается как самой атрибутики и символики, так и непосредственно идеологии.
Шнирельман также напомнил, что на территории бывшего СССР первые скинхеды появились в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». В самой России, считает исследователь, первые бритоголовые появились в самом начале 90-х. С тех пор их количество значительно увеличилось. «Если первоначально их численность была около 20 человек, то с каждым годом она прогрессировала», – отметил Шнирельман.
«Сейчас эксперты сходятся на цифре 70 тысяч, два года назад их было 50 тысяч. Нападения и убийства происходят очень часто. В российских городах радикально-националистические организации стремятся к проведению публичных массовых акций, в ходе которых звучат лозунги, разжигающие межнациональную рознь», – считает автор исследования.
В Москве же сегодня, как считает Шнирельман, поголовье ультраправых – около 5 тысяч. «Единственное, что мы можем сделать для того, чтобы эта цифра не увеличивалась, – это ужесточить санкции за подобного рода преступления на уровне законодательства», – считает автор исследования.
Автор также попытался выделить некую тенденцию, согласно которой деятельность скинхедов становилась все более ожесточенной год от года. Так, например, Шнирельман утверждает, что с 1995 года в России начались нападения на людей, миллениум открыл эпоху рыночных погромов (массовая драка на Черкизовском рынке в Москве. – Ред.). С 2003 года в России начались убийства, так или иначе вызванные мотивами межнациональной ненависти и розни.
По мнению правозащитника Александра Брода, экстремисты, в отличие от автора исследования, не особо разбираются в антропологии. В связи с этим под горячую руку (а иногда и нож) попадают не только выходцы из кавказских республик.
«Чаще всего скинхеды нападают на азербайджанцев, узбеков, армян, корейцев, грузин и выходцев из африканских стран. Кроме того, участились случаи нападений на представителей сексуальных меньшинств и молодежных субкультур. Также жертвами такого рода разборок часто оказываются жители этнических республик, входящих в состав России», – отметил правозащитник.
Брод считает, что последнее время российские власти и органы правопорядка наконец-то заметили проблему и стали жестче реагировать на насилие на почве межнациональной розни. За четыре месяца 2007 года суды вынесли 21 обвинительный приговор за преступления, совершенные по мотивам национальной и расовой ненависти.