Российские военные уверены, что гробокопательской эпопеи эстонских политиков можно было избежать. Если бы два государства загодя подписали специальное соглашение о статусе воинских захоронений, то «российско-эстонский конфликт мог быть меньше и тише в несколько раз».
Эстония не соглашалась на то, чтобы ухаживать за нашими воинскими захоронениями, хотя подобная практика распространена во всем мире
Об этом заявил в пятницу начальник военно-мемориального центра Вооруженных Сил России Александр Кирилин.
Генерал уверен, что подписание таких договоров – гарантия того, что подобных ситуаций впредь можно будет избегать. Военный признался, что такое соглашение между Москвой и Таллином все же существовало. Правда, признался как-то вскользь, добавив, что соглашение, мол, было только на бумаге. А потом и вовсе оказалось, что бумага не подписана ни одной из сторон.
Касаясь переговоров с Эстонией, Кирилин отметил, что заключению соглашения мешала «в основном экономическая составляющая». Проще говоря, «Эстония не соглашалась на то, чтобы ухаживать за нашими воинскими захоронениями, хотя подобная практика распространена во всем мире», сказал Кирилин.
Военный тут же пояснил, что, как правило, содержанием (перечислением средств на уход, ремонт. – Ред.) мемориалов занимается та страна, в чьей армии служили павшие солдаты. А ухаживать за некрополями (ремонтировать, мыть, обновлять. – Ред.) обязаны те, на чьей земле находится мемориал.
В случае с Эстонией Кирилин отметил, что Таллин отказался от ухода за советскими некрополями в связи с «их большой численностью» – в стране находится около 170 советских военных кладбищ. В то время как количество собственно эстонских мемориалов менее 10.
Опасаясь аналогичных шагов со стороны Латвии, российские военные юристы уже подготовили текст соглашения, который обяжет обе стороны относиться к военным захоронениям должным образом. Пусть без особого пиетета (как в России к немецким военным кладбищам. – Ред.), но без кощунства.
Кроме того, Минобороны подготовило и другой документ – проект президентского указа, согласно которому за пределами России должны быть открыты военные спецпредставительства. Эти конторы должны будут заниматься учетом воинских захоронений и установлением имен похороненных там солдат. Согласно проекту, представительства должны открыться в семи странах.
Представитель Минобороны также отметил, что зарубежные ведомства будут собирать сведения о воинских захоронениях в 14 странах, где сосредоточены 95% всех могил советских воинов. Это Польша, ФРГ, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Китай, Япония, Южная Корея, Монголия, Румыния и страны Балтии.
«Со всеми государствами мы уже провели предварительную работу. Официальное предложение будет сделано тогда, когда сам указ будет подписан президентом. В принципе, эту работу должны выполнять российские консулы, но они не в силах с ней справиться», – сказал Кирилин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.