Несмотря на увеличение ВВП, снижение инфляции и выход компаний на мировые рынки, с экономикой в России далеко не все благополучно.
Изменения уже происходят, но другой вопрос, достаточно ли их. Весь мировой опыт показывает, что налоговые преференции помогают производителям сделать прорыв
К такому выводу пришли члены Общественной палаты (ОП) на своем пленарном заседании в пятницу. При этом плохо, в интерпретации общественников, оказалось все – и качество подготовки специалистов в вузах, и то, что бизнес работает по старинке, не спеша использовать новые технологии, и отсутствие современной инфраструктуры.
Все эти проблемы, по данным ОП, привели к тому, что в прошлом году индекс конкурентоспособности России упал с 53 до 62-го места в мире – ниже, чем у партнеров по группе стран с развивающейся экономикой, таких как Индия и Китай.
«Для исправления ситуации нам необходимо принять для бизнеса меры стимулирующего характера и исправить уже существующие недостатки», – заявил председатель комиссии ОП по вопросам экономического развития и предпринимательства Александр Шохин.
По мнению членов палаты, обеспечить России экономическое процветание после того, как закончится нефть, должна разработка стратегии инновационно-промышленной политики и концентрация на том производстве, которое будет самым востребованным в будущем. Однако одной из самых желанных для бизнеса рекомендаций общественников стало предложение о введение налоговых льгот.
«Налоги являются главной головной болью предприятий, которая делает невыгодным уход от сырьевой промышленности в переработку», – считает Шохин. По мнению членов ОП, в первую очередь государству необходимо ввести так называемые «налоговые каникулы» – то есть освободить вновь образованные предприятия обрабатывающей промышленности и научные организации от уплаты налога на прибыль в первые годы работы. Кроме того, было предложено пересмотреть выплату единого социального налога на работников, занятых в исследовательской деятельности, и изменить схему выплаты НДС.
Примечательно, что позицию Общественной палаты разделил присутствовавший на заседании первый вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, всем уже становится понятным, что без перехода на инновационную промышленность Россия не сможет стать сильным и независимым государством. При этом, подчеркнул он, такой поворот будет невозможен без помощи государства, обязанность которого – создать условия для того, чтобы бизнес охотно вкладывал деньги в переработку.
Согласился Иванов и с тем, что налоги являются самым больным местом для бизнеса, и заверил присутствующих, что правительство активно работает над решением этой проблемы. «Хотя ставки у нас одни из самых либеральных в мире и бизнесу должно комфортно работаться, но НДС действительно для него тяжелый», – признался премьер.
При этом правительство понимает, что снижение налоговых ставок должно компенсироваться увеличением собираемости, чтобы компенсировать потери бюджета. Однако пока налоговое законодательство слишком медленно поворачивается лицом к производителям.
Правда, в оценке сложившегося сегодня экономического положения премьер был более оптимистичен. «В российской экономике уже наметились положительные тенденции», – заверил членов палаты главный российский куратор промышленности.
«Изменения уже происходят, но другой вопрос, достаточно ли их. Весь мировой опыт показывает, что налоговые преференции помогают производителям сделать прорыв, выводя отрасль на лидирующие позиции», – пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД зампредседателя налогового комитета Российского союза производителей и предпринимателей Сергей Беляков.
По его словам, РСПП предлагал правительству более смелые шаги по снижению налогового бремени, в частности радикальное снижение ставки НДС, которая в странах развивающейся экономики ниже в разы, чем в России. Это, по его мнению, привело бы к выходу предприятий из тени, стимулировало бы приток инвестиций и увеличило объем выплат налога на прибыль.
Значит, в итоге сыграло бы на руку государству. Однако пока эти инициативы не нашли поддержки. «Порадовало, что Иванов разделяет наше мнение и понимает, что оставлять НДС в его существующем виде нельзя», – отметил он.