Ещё совсем недавно можно было констатировать: оранжевые силы на Украине проиграли. Факты были налицо: Верховная Рада так и не была распущена и продолжила свою работу, неустанно показывая президенту его слабость. Более того, начался процесс правовой оценки содержания пресловутого президентского указа, который должен был положить конец пустым препирательствам на тему, прав был Ющенко или же нет. У Конституционного суда появилась реальная возможность подвести под конфликтом жирную черту. Равно как и под самой карьерой украинского президента.
Казалось, что нужно немножко подождать – и мыльный пузырь оранжевой заразы лопнет, не оставив и следа. Если бы не неожиданное поведение премьер-министра Украины: Виктор Янукович согласился с принятым Виктором Ющенко решением о роспуске парламента и приступил к работе по подготовке новых выборов в Верховную Раду.
Сомнительный компромисс
Сейчас уже нет сомнений, что ключевые решения премьер-министра Украины не принимаются без согласования с российской стороной
Остаётся загадкой, зачем Янукович пошёл на мировую с Ющенко. Причём на выгодных для последнего условиях. Мало того, что был избран прооранжевый сценарий выхода из кризиса – досрочные президентские выборы, как того требовала коалиция национального единства, не состоятся – но и были поставлены под угрозу все завоевания союза регионалов, социалистов и коммунистов. В том, что будет пересмотрена система взаимодействия основных ветвей власти, уже никто не сомневается. С таким трудом доставшийся «Закон о Кабмине» скорее всего не сохранится в своём нынешнем виде. А это значит, что Ющенко вернёт большую часть потерянных полномочий и рычагов власти. Будущий премьер-министр, а им, скорее всего, снова станет Янукович, уже не сможет быть независим в своих решениях.
Неужели это победа президента? Кажется, что да. Тем более что не в традициях Ющенко следовать достигнутым договорённостям. Специалисты отмечают: реальных выгод для Януковича, тех, ради которых можно бы было поступиться ранее сделанными заявлениями, не видно. Конечно, сейчас у партии регионов есть возможность улучшить результаты прежних парламентских выборов и добиться абсолютного большинства в Раде: вся ситуация с нахождением компромисса Ющенко и Януковича была обставлена регионалами как попытка преодоления застарелого кризиса и в этой ситуации премьер выступил спасителем целостности страны, и даже объединителем Востока и Запада. Хороший старт для парламентской гонки.
Но какова цена будущей победы?
Во-первых, уже потеряны прежние союзники: неожиданное соглашение противоборствующих сторон оставляет ни с чем спикера парламента Александра Мороза. Судя по всему, Ющенко и Янукович придумали вместе – социалистов в новой Раде не будет. Но не отвернутся ли в связи с этим от регионалов и коммунисты? Что если столь желанного большинства в парламенте у Януковича не будет и партии регионов не к кому будет обратиться за поддержкой?
Хотя и это ещё не самый страшный вариант развития событий. Янукович может столкнуться с повторением ситуации: один из руководителей Украины окажется в политической изоляции, как это уже было с Ющенко. И этим лидером будет сам Янукович. Никто не гарантирует, что закон о Кабмине, пересмотренный в пользу Ющенко, не сделает должность премьера полностью зависимой от президентской администрации.
Мечты о прошлом
Когда распадался Советский Союз, никто не мог отделаться от ощущения нереальности происходящего |
Складывается впечатление, что официальная Москва не проявила должного интереса к происходящим на Украине событиям. Те вялые протокольные заявления, которые делал МИД последние месяцы, окончательно убедили многих в равнодушии Кремля к соседу. В то же время это не совсем верно. Нынешняя российская внешнеполитическая стратегия направлена в первую очередь на возвращение утерянных позиций в границах бывшего СССР. Белоруссия, Казахстан, Украина по-прежнему находятся в сфере интересов России, и Кремль не собирается терять в этих странах своего влияния.
Москва уже учла ошибки «оранжевой» революции. События 2001 года показали – залог победы на Украине не в количестве голосов избирателей, отданных за того или иного кандидата, а в наличии необходимых финансовых и медийных ресурсов. Поэтому триумфальное возвращение Януковича в большую политику не обошлось без российских денег. Ну и без советников, конечно, тоже.
Сейчас уже нет сомнений, что ключевые решения премьер-министра Украины не принимаются без согласования с российской стороной.
В этой связи неожиданное примирение извечных противников Ющенко и Януковича кажется вдвойне удивительным. Россия, столь долго борющаяся за Украину и приблизившаяся к победе так, что, как говорится, только руку протяни, дала оранжевой оппозиции второй шанс.
Что происходит с нашими политтехнологами? Ровным счётом ничего. Всё это в традициях российской внешней политики.
Когда распадался Советский Союз, никто не мог отделаться от ощущения нереальности происходящего. Казалось, что громадное государство, с таким трудом скованная единая советская нация, просто так не могут развалиться. Все были уверены – пройдёт немного времени и страна снова сольётся воедино. Не зря же на руинах СССР появилось СНГ.
В Кремле ожидание восстановления СССР стало основой всей внешней политики. Ельцин, приложивший руку к краху страны, был убеждён, что этой же рукой Советский Союз будет воссоздан.
В ощущении скорого возврата к прошлому и кроется причина дотационного характера отношений с бывшими союзными республиками. Мы были готовы поставлять соседям дешёвые нефть и газ, вкладывать огромные средства в их экономику, надеясь в ближайшей перспективе стать единым государством. И даже когда «друзья» откровенно нам хамили, заигрывая с Западом и объединяясь друг с другом в краткосрочные антироссийские союзы, Кремль не обращал на это внимания – побесятся, мол, и успокоятся. Но – не успокоились.
С приходом к власти Путина пришло осознание того, что СССР в прежнем своём виде не повторится. И тогда началось планомерное переформирование отношений с прежними друзьями. Насколько это было мучительно, мы видели неоднократно: вспомните события с переоценкой стоимости энергоресурсов, поставляемых в Белоруссию и на Украину.
Однако некоторые факты показывают – сторонники ельцинской внешней политики ещё не утратили своих позиций.
Принцип беспринципности
Вернёмся к ситуации на Украине. В том, что страна разваливается и может распасться как минимум на две части, уже нет сомнений. Стервятники с Запада уже не один месяц кружат над умирающим государством, надеясь отхватить от него кусочек получше.
Москва в сравнении с Брюсселем и Вашингтоном находится в более выгодном положении. России не нужно даже прилагать усилий, чтобы присоединить к своей территории часть украинского Востока и Крым. Главное – не противодействовать саморазвивающимся событиям.
Но российские советники, находящиеся в Киеве, выбрали иной путь. По-видимому, в Кремле в очередной раз верх взяла партия ревнителей старины, всё ещё мечтающих возродить тот, прежний СССР. С их точки зрения России не нужна часть Украины, ей нужна она целиком. В этой связи неудивительны попытки Москвы сохранить целостность государства. И любыми доступными способами, беспринципно, даже если они потребуют соглашения с противниками.
Всё это было бы логично, если бы не одно «но» – присоединить Украину целиком сейчас невозможно. Слишком разная по своему составу страна: прорусские Восток и Юг, проевропейский Запад, потерявшийся в своей национальной принадлежности Центр.
Так что для России часть такой Украины гораздо лучше целого, поскольку этого самого целого не существует. Но всё равно призрачная мечта присоединить Украину всю одним махом не покидает наследников ельцинской эпохи. Вот и вступают в неожиданный союз Ющенко и Янукович.