Пхеньян готов заморозить свои ныне работающие ядерные объекты и допустить в страну международных инспекторов в обмен на предоставление ему энергетической помощи в размере более 500 тыс. тонн мазута в год и исключение КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм.
Я считаю, у нас есть основания верить, что мы можем добиться некоторого прогресса», – заявил помощник госсекретаря США
Об этом сообщил японской газете «Иомиури» бывший ответственный сотрудник Государственного департамента США Джоэль Уит, который по приглашению северокорейского руководства с 30 января по 3 февраля в Пхеньяне провел переговоры с замглавы МИД КНДР Ким Ге Гваном.
В качестве первого шага к заморозке своей ядерной программы КНДР готова остановить свой единственный реактор мощностью 5 мегаватт, который используется для производства оружейного плутония, а также прочие объекты, включая хранилище отработавшего радиоактивного топлива, цитирует ИТАР-ТАСС газету «Иомиури».
Пхеньян также согласен вновь допустить в страну инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и установить камеры на своих ядерных объектах, чтобы МАГАТЭ могло следить за происходящим там.
В то же время КНДР пока не соглашается на то, чтобы предоставить возможность специалистам МАГАТЭ провести подробное инспектирование реактора и объектов по переработке отработанного ядерного топлива. Кроме того, Пхеньян не готов пойти на допуск к объектам, где проводятся испытания в ядерной сфере, и раскрыть план своей ядерной программы.
Взамен Северная Корея требует ежегодных поставок в страну 500 тыс. тонн мазута, а также письменных обязательств от США вычеркнуть КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм. Это должно стать основой для отмены американских экономических санкций в отношении Пхеньяна.
Поставки мазута должны продолжаться до тех пор, пока КНДР не получит два обещанных ей реактора на легкой воде, которые не смогут использоваться для военных нужд. Тогда же, по заверениям северокорейских чиновников, Пхеньян может начать полное сворачивание своей ядерной программы.
При этом Ким Ге Гван предупредил, что в случае введения каких-либо иных финансовых санкций со стороны США Пхеньян опять выдворит экспертов МАГАТЭ и запустит ядерный реактор.
Фактически КНДР предлагает вернуться к договоренностям с США от 1994 года, когда Пхеньян тоже согласился заморозить свои ядерные объекты в обмен на сооружение двух реакторов на легкой воде и представление 500 тыс. тонн мазута ежегодно вплоть до завершения этого строительства. Однако администрация Джорджа Буша отказалась от этого соглашения, обвинив КНДР в тайном продолжении ядерных приготовлений и проведении, в частности, секретной программы обогащения урана.
Шестисторонние переговоры в Пекине по ядерной программе Пхеньяна, в которых участвуют делегации России, США, КНДР, Республики Корея, Китая и Японии, возобновляются 8 февраля. Ранее США требовали от КНДР четких условий, при которых Пхеньян согласен свернуть свою ядерную программу.
Белый дом пока не прокомментировал требования КНДР, однако накануне помощник госсекретаря США Кристофер Хилл заявил журналистам, что считает возможным достижение прогресса на предстоящих шестисторонних переговорах. «Я считаю, у нас есть основания верить, что мы можем добиться некоторого прогресса», – цитирует его слова РИА «Новости».