До выборов президента США остается еще целых 11 месяцев, но избирательная кампания набирает обороты ежедневно. Первый тур внутрипартийных праймериз, в рамках которых Демократическая партия определится со своим кандидатом в президентской гонке, состоится уже 3 января в штате Айова, который русские эмигранты любят называть «житницей Америки».
В связи с этим ЧП фамилия Клинтон не сходила с заголовков как местной, так и общефедеральной прессы в течение нескольких дней
В «главный пул» наиболее вероятных кандидатов-демократов входят, как известно, Хиллари Клинтон, Барак Обама и Джон Эдвардс. Последний, впрочем, в «главном пуле» состоит условно ввиду наиболее низкого рейтинга.
Хотя либеральная пресса Америки любит подчеркивать, что у «этого кандидата практически нет недостатков», шансы на кандидатство, не говоря уже о шансах на президентство, у Эдвардса чисто теоретические. Америка не любит неудачников, а Эдвардс в глазах избирателей проиграл уже дважды: сначала собственно праймериз – в 2004-м Джону Керри, а затем и президентскую гонку, пусть и в статусе кандидата на пост вице-президента в спайке с тем же Керри.
Если считать в целом по Америке, большинство (отнюдь не абсолютное) избирателей готовы проголосовать за Клинтон – она может набрать до 45% голосов, Обама – 21%, а Эдвардс только 11%. Прибавьте к этому основательно распухший избирательный фонд Хиллари и то, что в агитацию за нее активно включился муж – бывший президент Билл Клинтон, до сих пор популярный у населения. В итоге получается первая женщина-президент в истории Соединенных Штатов.
Однако в Айове Обама все-таки лидирует, пусть и с незначительным преимуществом. Поэтому предвыборный штаб Клинтон сосредоточил сейчас внимание на Нью-Хэмпшире. Там праймериз пройдут через пять дней после предварительного голосования в Айове – 8 января.
Пока что рейтинг Клинтон в Нью-Хэмпшире составляет 37%, что на 8% больше, чем у Обамы. Однако социологи отмечают, что разрыв этот имеет тенденцию к сокращению.
Если Клинтон проиграет и в этом штате, шансы Обамы на кандидатство возрастут в разы, по крайней мере разрыв в общефедеральном рейтинге между ним и Клинтон заметно сократится. К третьему туру первичных выборов (он состоится в Мичигане 15 января) избиратель демократов может уже пересмотреть свои симпатии, так как Америка, повторимся, неудачников не любит.
Наблюдатели отмечают, что пока жене бывшего президента США удается компенсировать приписываемые ей недостатки (конформизм, отсутствие внятной позиции по ряду вопросов, поддержку войны в Ираке в свое время) грамотной избирательной кампанией.
Так, в Айове ей удалось стать ньюсмейкером ввиду того, что на недавних дебатах «миссис президент» выдала на-гора афоризм, крайне понравившийся избирателям. «Клинтонам вечно приходится убирать за Бушами», – заявила Хиллари, намекая на то, что ее супруг занял президентское кресло вслед за Джорджем Бушем-старшим, отцом нынешнего президента.
В рамках тех же дебатов Клинтон удалось крепко ударить по больному месту и своего главного на сегодняшний день конкурента. «Америке нужен более опытный президент», – с иронией заявила Клинтон.
Бараку Обаме очень часто вменяется то, что он слишком молод. Ему всего 47, да и опыт в политике у него сравнительно небольшой – сенатором он был избран только в 2004 году.
Есть у Обамы и другие «недостатки». С одной стороны, он вызывает восторг у определенной части электората по причине четкости своей избирательной платформы (плюс последовательная, в отличие от Клинтон, критика Белого дома за «авантюру в Ираке»). Симпатично многим и «оригинальное» происхождение Обамы: его мать – англосаксонка, а отец – уроженец Кении. «Своим», таким образом, Обаму считают как васпы, так и афроамериканцы.
Кстати, сам Обама свое «компромиссное происхождение» подчеркивать очень любит и в той же Айове подвел избирателей к мысли, что при таком президенте, каким может стать он, «весь мир посмотрит на Америку другими глазами».
Однако многих смущает то, что свое начальное образование Обама получил в Индонезии, где проживала его мать, причем в религиозной исламской школе (других, впрочем, в Индонезии на тот момент и не было). И хотя сам потенциальный кандидат является убежденным протестантом, американские СМИ активно спекулируют на теме «первого президента-мусульманина».
Доводы у журналистов, конечно, вялые (дед Обамы действительно исповедовал ислам, но даже отец был убежденным атеистом), но осадок может и остаться. Президента-мусульманина, согласно соцопросам, не хотят для себя больше половины американцев.
«Не повезло» сопернику Клинтон и со вторым именем. На визитках он значится как Барак Хусейн Обама, а большего аллергена, чем имя Хусейн, для Америки придумать сложно. Разве что Усама бен Ладен, но и тут претенденту на кандидатство успели насолить. Известный радиоведущий Раш Лимбо недавно заметил, что часто путает эти имена: Барак Обама и Усама бен Ладен.
У Клинтон таких проблем, разумеется, нет, но ее всеамериканскую популярность Обама неплохо бьет козырем под названием «четкость позиций». Обама нисколько не скрывает, что он либерал (как, впрочем, и Эдвардс).
Да, в рамках всеамериканского голосования у стопроцентного либерала шансов немного, но вот на праймериз наибольшую активность проявляют как раз левые демократы.
Именно поэтому Клинтон все время юлит и отделывается фразами (например, по теме возможности гомосексуальных браков) в духе «необходимо взвесить все позиции». «Миссис президент» уже думает не столько о победе на первичных, сколько об общефедеральных выборах, когда на избирательные участки придут не только либералы.
Политологи, впрочем, отмечают, что «неконкретной Клинтон» все время фортит. Так, 30 ноября в предвыборном штабе Клинтон в Нью-Хэмпшире некто Лиланд Айзенберг взял в заложники 6 человек, угрожая взорвать якобы прикрепленную к его телу бомбу, которая на самом деле оказалась связкой сигнальных ракет.
После переговоров Айзенберг поочередно отпустил всех заложников, а затем сдался полиции. Выяснилось, что «террорист» не совсем вменяем и хотел таким образом покончить жизнь самоубийством, подставившись под пули полиции.
В связи с этим ЧП фамилия Клинтон не сходила с заголовков как местной, так и общефедеральной прессы в течение нескольких дней.
Желанием попасть в заголовки многие объясняют и неожиданную смену предвыборным штабом Клинтон саундтрека к ее выступлениям. Еще недавно все появления Клинтон на публике сопровождались песней Селин Дион «Ты и я», за которую проголосовали избиратели Клинтон на ее интернет-сайте.
Теперь песней Клинтон стала композиция «Голубое небо» от группы The Monsters из штата Колорадо. Чем была оправдана подобная перемена в музыкальных вкусах – никому не известно.
Да, за «Ты и я» Клинтон периодически упрекали в непатриотичности (Селин Дион – канадка), но зато эта композиция, в отличие от «Голубого неба», стала, что называется, народным выбором. А вот если первопричиной действительно стало желание лишний раз попасть в заголовки, то Клинтон своего добилась: о неожиданной смене музыкальных приоритетов отписались практически все издания Америки – от политических до сугубо молодежных.
Одним словом, на начальных праймериз шансы двух демократических кандидатов примерно равны, а вот по республиканцам трудно сделать даже первичные предположения.
С одной стороны, самым вероятным противником кандидата-демократа (любого) станет бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. У него и рейтинг повыше, чем у других республиканцев, и шансы оттянуть голоса у демократов имеются.
По ряду социальных вопросов (например, по вопросу абортов) Джулиани упрямый либерал, хотя и состоит в консервативной Республиканской партии. Именно это позволило ему дважды избраться мэром в одном из самых демократичных городов США – в Нью-Йорке.
Да и в Айове он заметно лидирует – 23% против 17% у Майка Хаккаби (бывший губернатор Арканзаса). Однако Джулиани бесконечно преследуют коррупционные скандалы, и всего за месяц он потерял в Айове 10% от популярности, в то время как Хаккаби добрал 9%. К январю они вполне могут сравняться.
А в Нью-Хэмпшире Джулиани вообще третий по рейтингу. Бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни и сенатор от Аризоны Джон Маккейн бывшего мэра Большого Яблока опережают на порядок.
Но республиканские разборки американцев сейчас интересуют мало. Благодаря непопулярности Джорджа Буша рейтинг породившей его партии снизился на несколько позиций, так что по всем социологическим раскладкам в Белый дом переедет кто-то из демократов. И тогда новый президент Америки вызовет небольшую сенсацию – им впервые в истории Штатов станет либо женщина, либо Обама с его «компромиссным происхождением» (для истории Штатов это также впервые).
Однако американцы народ суеверный, а в политической элите общества давно уже прижилась примета: если в конгрессе большинство у демократов – президентом будет республиканец. И наоборот.
Сейчас в конгрессе у демократов большинство.