На неделе был дан официальный старт электоральной кампании. В среду ЦИК провел жеребьевку, определившую порядок, в котором выстроятся партии в избирательном бюллетене. На первом месте оказались аграрии, а лидер предвыборной гонки партия «Единая Россия» оказалась на 10-й строчке. Однако все эти события оказались вытесненными на второй план празднованием в воскресенье Дня народного единства.
Праздник стал массовым
В ряде городов страны прошли митинги в поддержку президента Путина. Череда мероприятий началась еще в пятницу, а в День народного единства она завершилась
Пожалуй, впервые учрежденный три года назад праздник отмечался столь массово, в том числе и на официальном уровне. Владимир Путин на торжественном приеме в Кремле поздравил всех россиян с очередной годовщиной победы над иноземными оккупантами.
После возложения венков к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади президент высказал свое понимание нынешней красной даты: «Это, конечно, новый праздник, но идея, которая в нем заложена, чрезвычайно важна. В жизни каждого народа, каждого государства, конечно, важна деятельность монархов, глав государств, военных, общественных деятелей, но в конечном итоге, конечно, последнее слово за народом».
Своего рода традицией стали в последнее время приуроченные к 4 ноября акции правых националистов, не стало исключением и прошедшее воскресенье. По набережной Тараса Шевченко в Москве сначала прошли соратники ДПНИ и дружественных им движений, а ближе к вечеру там же собрались сторонники Народного союза.
Как утверждают очевидцы (и это подтверждается фотоматериалами), и там, и там (особенно на первой акции) не обошлось без экстремистских лозунгов и «римских приветствий». В общем, ничего нового, не считая того, что лидер ДПНИ вышел к публике в новом обличье. Александр Белов (Поткин) на сей раз явился собравшимся без бороды, усов и очков, каковая перемена, впрочем, никак не повлияла на его риторику.
Численность собравшихся на Русский марш оценивается разными источниками в одну-две тысячи, то есть никак не больше, чем в предыдущие годы. Не было и шумихи в прессе, равно как и конфликтов (потенциальных и реальных) с правоохранителями. Похоже, что пик националистического движения в России пройден.
Куда более массовыми оказались акции молодежных лоялистских движений: и «Наши», и «Молодая гвардия» собрали на свои мероприятия в столице до 10 тыс. человек. Прошли митинги и в других регионах России.
Отметим, кстати, еще одну волну массовых акций. В ряде городов страны прошли митинги в поддержку президента Путина. Череда мероприятий началась еще в пятницу, а в День народного единства она завершилась.
Беспокойная Азия
Если нынешние массовые мероприятия в России отличались, скажем так, изрядной идеологической и прочей разноплановостью (и даже некоторой амбивалентностью), то в Тбилиси сейчас все чаще говорят об акциях объединенной оппозиции. Митинг на площади перед парламентом страны, похоже, постепенно становится перманентным (хотя и с перерывами), а участвуют в нем очень многие противники нынешнего режима.
Отметим, что тон заявлений выступающих становится все более жестким: от критики президента Саакашвили недовольные перешли уже к тому, что не признают его главой государства; некоторые лидеры оппозиции объявили голодовку. Сам батоно Мишико винит во всем происходящем «руку Москвы» и апеллирует к Западу.
Однако похоже, что безусловная поддержка выдвиженца «революции роз» сейчас пересматривается, по меньшей мере со стороны американской администрации. И если события и дальше будут развиваться в том же ключе, то возможны самые разные сценарии, вплоть до потери власти нынешним руководством страны.
Впрочем, «спор грузин между собой» с точки зрения мировой политики – событие, мягко говоря, не особо интересное. С точки зрения «народных волнений» куда серьезнее – с точки зрения последствий – выглядит обстановка в Пакистане, где в последнюю неделю участились антиправительственные выступления исламистов.
Пакистан по численности населения ощутимо превосходит Россию, являясь членом «ядерного клуба». При этом располагается страна в стратегически важном регионе, а ее мусульманское население вполне может прийти к выводу, что экспансия ислама – дело чести любого его воина.
В этой ситуации есть все основания предполагать, что любые неприятности с нынешним режимом генерала Мушаррафа могут привести к такой эскалации в регионе и во всем мусульманском мире, что мало не покажется никому.
Пока ответные меры (к примеру, 500 арестованных) выглядят достаточно вегетарианскими, но результаты введенного в субботу на территории страны чрезвычайного положения могут оказаться куда более жесткими.
Уже прекратил свою работу Верховный суд; резко ограничено телевещание; приостановлено действие конституции; перенесена дата парламентских выборов.
Ближе к северу ситуация, напротив, несколько смягчилась. Все стороны турецко-иракской коллизии по курдской проблеме сделали шаги навстречу друг другу.
Курдские повстанцы отпустили 8 ранее захваченных турецких солдат, США пообещали Анкаре помощь в борьбе с сепаратистами, а правительство Ирака – сотрудничество; при этом подчеркивается, что главное – не допустить масштабной военной операции.
Американский конгресс перенес на неопределенный срок рассмотрение резолюции о признании геноцида армян в Османской империи (которая и стала одной из основных причин нынешнего обострения). Турки, со своей стороны, вроде уже не рвутся в немедленный бой.
Так что ситуация несколько успокоилась, причем тактическую победу празднуют, судя по всему, в Анкаре. Что до Рабочей партии Курдистана, ставшей своего рода картой в большой игре, то ее позиции теперь могут значительно ухудшиться.