Министерство юстиции Латвийской республики уже подготовило и в ближайшее время направит для рассмотрения в сейм поправки к Уголовному кодексу страны. Коснутся они прежде всего закона «о политических заключенных».
Партнерам по коалиции, скорее всего, будет вновь указано на национальные интересы, и поправки не пройдут
Если сейм поправки утвердит, то прокуратура Латвии будет вправе привлекать к уголовной ответственности тех граждан страны, кто «публично прославляет, оправдывает лиц, осужденных за геноцид», а также тех, кто «отрицает факт геноцида или оправдывает режим, который осуществлял геноцид».
С одной стороны, подобные поправки значительно осложнят жизнь латышским радикалам – начиная со скинхедов и ветеранов латвийской дивизии СС и заканчивая покровительствующим им политсилам.
Ведь отныне за оправдание действий гитлеровцев (а то, что действия гитлеровцев на оккупированных территориях трактуются именно как геноцид, Латвия признает – как член ЕС не признавать просто не может) запросто посадят на пять лет или в течение такого же срока заставят быть занятым на «принудительных работах».
Но есть и другая сторона медали. Ведь правящая элита республики придерживается того мнения, что геноцид на территории Прибалтики осуществляли и советские войска. А вхождение Латвии в состав СССР трактуется официальной Ригой не иначе как «оккупация».
Таким образом, по этой статье могут пойти все те, кто отрицает факт оккупации или ностальгирует по советским временам, сиречь «оправдывает оккупационный режим, осуществлявший геноцид». Так, по крайней мере, утверждает одна из крупнейших газет страны «Новое время».
Однако помешать осуществлению такой правоприменительной практики могут два фактора. Первый – латышский сейм поправки может банально не утвердить. Действующий премьер страны Айгар Калвитис, как известно, возглавляет центристскую Народную партию консервативного толка (на выборах 2006 года она получила 23 места в сейме из 100 возможных).
Начиная с 2004 года Народная партия, доминирующая в правящей коалиции страны, уже зарубила несколько откровенно людоедских законов, протежируемых крайними националистами из объединения «Отечеству и свободе»/Движение за национальную независимость Латвии.
До 2006 года радикалы (как, впрочем, и партии, представляющие интересы русскоязычного населения страны) вообще находились в оппозиции, однако после 2006 года в правящую коалицию Народной партии вошли. Министром юстиции страны, вотчина которого и разработала скандальные поправки, согласно квоте правящей коалиции является как раз представитель «Отечеству и свободе».
Впрочем, это еще ничего не значит. В начале 2007 Минюст уже попытался протащить через сейм поправку, по которой преступником можно было считать всякого, кто отрицает «факт оккупации Латвии». Но собратья по коалиции принимать такую формулировку отказались.
По большому счету, новый закон лишь подменяет слово «оккупация» словом «геноцид», и вот тут в действие вступает второй фактор, который, скорее всего, не позволит мечтам радикалов осуществиться. Ни в одном из латвийских законов прямо не прописано, что советская власть осуществляла в Латвии «геноцид». Так что увязать «оправдание геноцида» с «оправданием советской власти» автоматически будет невозможно.
Кроме того, «факт оккупации Прибалтики» со стороны Красной Армии признать отказывается не только Москва, но и Брюссель. И, скорее всего, не признает уже никогда.
Министерство юстиции в данном случае идет на известную хитрость и подает свои поправки под соусом общей политики Евросоюза, благо ЕС уже давно требует от стран объединенной Европы ввести уголовное наказание за любое проявление расизма и ксенофобии, а также публичное оправдание преступлений, квалифицируемых как геноцид.
Кстати, именно власти стран Балтии тормозят процесс принятия данной формулировки закона, поскольку настаивают на внесении в документ пункта о наказании за преступления коммунистических режимов, с чем остальные страны Европы, в которых совершенно свободно функционируют коммунистические партии, солидаризоваться не в состоянии.
И вряд ли Брюссель в состоянии перепутать понятия «холокост» и «советская оккупация», чтобы «Отечеству и свободе» такой фокус сошел с рук. Уголовный закон Латвийской Республики не может противоречить международному праву и директивам ЕС.
Народная партия не понимать этого просто не может, так что партнерам по коалиции, скорее всего, будет вновь указано на национальные интересы, и поправки не пройдут.
А вот что будет, если всё-таки пройдут, подумать страшно. Как уже говорилось, четкого механизма приравнивания симпатий к СССР к «оправданию геноцида» нет. Но правоприменительная практика Латвии известна своей склонностью к волоките.
Так, в июне этого года комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг призвал власти Латвии в срочном порядке исправить ситуацию в пенитенциарной и судебной системах, где регулярно нарушаются права задержанных, а арестованные годами ждут судов.
Очередная законодательная «дыра» (а поправки Минюста – это именно законодательная «дыра») лишь нарастит бюрократическую систему страны и добавит к рассмотрению уголовных (и псевдоуголовных) дел энное количество проволочек.