В отличие от «Единой России», которая ведет солидную и, судя по всему, победоносную кампанию, другие участники, «оскорбленные» столь ясным «игровым перевесом» противника, начинают использовать тактику «мелкого фола», апеллировать к судьям (в прямом смысле этого слова), симулировать страшные «травмы».
На следующей неделе Россия плавно вступит в параллельную избирательную кампанию
Особенно поднаторел на этом поприще Союз правых сил, руководство которого буквально затерроризировало судебные инстанции, завалив их кипами исковых заявлений. И ладно бы еще по делу, но… Борису Немцову не понравился запах в помещении, где он планировал проведение встречи, – иск, «сатрапы» из МВД арестовали незаконно выпущенные агитационные материалы «правых» – иск, наконец, вызывает отторжение у СПС президент России – опять же иск в Верховный суд с требованием отстранить Владимира Путина от участия в выборах.
Более того, понимая, что такие смехотворные обвинения вряд ли будут иметь судебные последствия, «правые» делают все, чтобы их громко сняли с предвыборной дистанции, поскольку те максимальные 2–3%, которые они получат 2 декабря, явно не дадут такого пропагандистского эффекта. Для этого сначала они решили продемонстрировать открытые симпатии оранжистам из «Другой России», сделав их своими наблюдателями на парламентских выборах.
Дальше – больше: СПС заявил о своем участии в грядущем Марше несогласных и других «протестных акциях». Правда, московские власти прозрачно намекнули, что не позволят дестабилизировать ситуацию и примут самые жесткие меры для «наведения порядка». А представить Белых, прорывающегося сквозь омоновские кордоны, или Немцова, строящего баррикады, поверьте, очень сложно. Не те нынче «правые», подзабыли белодомовский опыт августа 1991 года, «заматерели»…
Однако электорат и некоторые высокопоставленные партийные функционеры СПС уже сейчас шокированы как левизной риторики «правых сил», так и «несистемностью» их позиций. Поэтому баковщина породила в последнее время прямо-таки массовый исход: с 18 октября по 14 ноября списки партии покинуло по крайней мере 7 кандидатов, входивших в региональные тройки. При этом самые тяжелые потери СПС понес в последние две недели, когда от участия в избирательной кампании отказался чемпион мира по вольной борьбе Ваха Евлоев (лидер списка в Ингушетии), также партию покинули № 1 в списке ульяновского отделения СПС Владимир Малинин и его «коллега» по Краснодарскому краю Юрий Тебин.
Еще одним «страдальцем за правду» является «Справедливая Россия». В общем, известно: как корабль назовете, так он и поплывет. Вот и эсерам, похоже, грозит судьба предшественников – Партии социалистов-революционеров, которым так и не пришлось заседать в Учредительном собрании. Только тогда на их пути встал матрос Железняк с наганом, а сейчас избиратель с бюллетенем!
Однако самым неприятным для «команды Миронова» является то обстоятельство, что помимо населения их демонстративно стала игнорировать и бюрократия.
Так, во время визита главы эсеров в Хабаровск местный губернатор не нашел времени встретиться с ним и, более того, постарался минимизировать общение «актуальных левых» с электоратом. Видимо, с надеждами стать второй партией власти им все-таки придется распрощаться!
Менее активны на ниве борьбы за «свои электоральные права» зюгановские коммунисты. Они уже научены горьким опытом и знают, что излишний радикализм лишь вредит итоговым результатам, поэтому проявляют «сдержанность» в критике «капиталистического режима», дозируя ее таким образом, чтобы и овцы (избиратели) были целы, и волки (Центризбирком) сыты. Тем более что в целом результаты опросов общественного мнения вполне для них благоприятны, к тому же на минувшей неделе и «союзников прибыло» – снятый с выборов Сергей Бабурин призвал своих сторонников голосовать за КПРФ.
Кстати, «проблема партнерства» оказалась актуальной и для «Единой России», у которой появился «беспартийный дублер» – движение «За Путина», проведшее 15 ноября в Твери съезд инициативных групп. С одной стороны, новая структура играет на руку ЕР, позволяя той расширить электоральные горизонты, а с другой – претендует на статус «президентской силы», выступая в качестве политического конкурента.
На следующей неделе Россия плавно вступит в параллельную избирательную кампанию. Дело в том, что с 23 ноября начинается срок, когда можно установить дату выборов президента РФ. Представляется, правда, что вряд ли это решение последует столь оперативно, но морально общество начнет готовиться к грядущему «переформатированию» политической системы. Это выразится в том числе в активизации «провластных» и «антивластных» сил.
Так, ожидается целая серия масштабных акций, призванных продемонстрировать единство населения и Владимира Путина, а также массовую поддержку «партии президента РФ». В частности, на 21 ноября запланирован форум общественных организаций в поддержку Владимира Путина (съезд сторонников), а 23 ноября состоится всероссийская акция «Единая Россия» – партия большинства».
Не упустят возможности дестабилизировать ситуацию в стране и «несистемные» силы. На следующую неделю ими запланирован целый ряд «беспокоящих» электоральных атак, апофеозом которых станет Марш несогласных, намеченный на 24 ноября. Более того, это мероприятие предварительно будет подогреваться рядом дополнительных информационных поводов.
Наверняка другороссы попытаются обыграть дату 22 ноября – начало массовых оранжевых акций на Украине во время президентских выборов 2004 года, а также 23 ноября, когда в Лондоне при странных обстоятельствах скончался Александр Литвиненко. Тем не менее количество «несогласных» сейчас столь ничтожно, что успеха или даже существенного общественного резонанса своих акций «Другой России» вряд ли удастся достигнуть. И опять придется с нищенской ноткой в голосе апеллировать к судам по правам человека и другим зарубежным «прогрессивным» инстанциям!
Автор – заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры, специально для газеты ВЗГЛЯД