Администрация США больше не считает Великобританию своим «лучшим другом» в Европе. По крайней мере, так утверждает неназванный, но «высокопоставленный» чиновник в Белом доме, на которого ссылается газета Daily Telegraph.
По словам видного чиновника, США испытывают огромное беспокойство по поводу Брауна
В том, что «любовь прошла», источник винит нового премьер-министра Великобритании Гордона Брауна. В отличие от своего предшественника Тони Блэра он практически не согласует с Вашингтоном внешнеполитическую линию Соединенного Королевства. Если Блэр проводил обязательные телефонные переговоры с Бушем практически еженедельно, то Браун за три месяца созванивался с Белым домом только дважды.
Еще в конце июля разногласий между союзниками не предвещало ничто. Сразу после утверждения на посту премьер-министра Браун направился с визитом к Бушу и заверил американского президента в «вечной дружбе». Однако на деле новый лидер лейбористов предпочитает гнуть собственную линию.
Краеугольным камнем стал Ирак. Несмотря на протесты Вашингтона, Браун отдал приказ о выводе британских войск из Басры – единственного крупного объекта в Ираке, который целиком контролировался войсками Ее Величества.
Ранее в британских СМИ появлялись сообщения даже о том, что солдаты из Туманного Альбиона могут полностью покинуть Ирак уже в октябре этого года. Сейчас эти прогнозы не подтверждаются, однако интонации, которые использовал Браун во время своего недавнего визита в Ирак, говорят о намерении премьера продолжить сворачивание «гуманитарной миссии» Лондона на Ближнем Востоке.
На следующей неделе Брауну предстоит выступить в парламенте Великобритании. Как ожидается, он может объявить о дополнительном сокращении воинского контингента – с 5000 до 3000 человек. А вот то, что около 1000 солдат Ее Величества вернутся домой еще до Рождества, очевидно уже сейчас.
Источник издания полагает, что теперь Белый дом будет «болеть» за оппозицию Брауну – консерваторов. Во-первых, ее лидеров традиционно отличал «атлантизм». Тон задал еще Уинстон Черчилль, аналогичной внешней политики придерживалась и «железная леди» Маргарет Тэтчер.
Во-вторых, министр обороны в теневом правительстве консерваторов Лиам Фокс уже раскритиковал намерение Брауна вывести из Ирака войска. Кроме того, в Вашингтон зачастил видный консервативный парламентарий Оуэн Паттерсон, который уже неоднократно встречался с советником президента Буша Барри Джексоном.
Что характерно, отказ Брауна от ярого «атлантизма» и переориентация Белого дома на консерваторов известным образом взаимосвязаны. Предшественник Брауна – Тони Блэр «дружил» с Вашингтоном настолько близко, что даже заработал на родине обидное прозвище «пудель Буша», которое даже превратилось в журналистский штамп (впрочем, это отнюдь не изобретение английских СМИ – в таком виде Блэр предстал в одном из клипов музыканта Джорджа Майкла, крайне популярного на островах).
Это, а также безоговорочная поддержка Блэром «гуманитарной миссии» в Ираке значительно ослабили популярность лейбористов. Когда Браун принимал у Блэра дела, рейтинг правящей партии находился на крайне низком уровне. Однако одного заявления Брауна о «корректировке» политики на Ближнем Востоке оказалось достаточно, чтобы новый премьер стал лидировать в опросах общественного мнения.
На 2008 год в Соединенном Королевстве назначены выборы в парламент. Разумеется, лейбористам очень хочется их выиграть. Для этого им необходимо по крайней мере систематизировать свой электорат, благо многие «поклонники войны» голосуют как раз за консерваторов.
Исходя из этой логики, надеяться на поддержку Лондона при возможном проведении еще одной «гуманитарной миссии» – на этот раз в Иране – Вашингтону не приходится.
Таким образом, по словам «высокопоставленного чиновника», США испытывают «огромное беспокойство по поводу Брауна, однако это компенсируется тем, что Париж и Берлин не вызывают столько головной боли».
После прихода к власти во Франции президента Николя Саркози, который уже успел напугать мир своим заявлением о возможности начала военных действий в Иране, отношения Елисейского дворца и Белого дома, действительно, заметно улучшились.
Отдельные инициативы Буша Саркози теперь отстаивает едва ли не горячее первоисточника, хотя еще совсем недавно градус в отношениях двух держав был «ниже нуля». Предыдущий лидер французов Жак Ширак являлся одним из самых непримиримым противников войны в Ираке, а все ресурсы французского МИДа тратил на превращение Евросоюза в еще один центр мирового влияния.
Не поддержала войну в Ираке и Германия, как сейчас не поддерживает и санкции против Ирана. Однако новый канцлер ФРГ Ангела Меркель всё равно видится Белому дому новым «хорошим другом», каким не стал Герхард Шредер и не захотел стать Гордон Браун.